Анекдот пропагандиста
Турецкий султан так никогда и не получил легендарное письмо казаков. Илья Репин, создавая картину «Запорожцы», знал об этом, но для художника атмосфера была важнее достоверности
- Картина «Запорожцы» Холст, масло. 203 х 358
- Годы создания: 1878–1891
- Ныне хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)
«Ти шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь…» А дальше все нецензурнее и нецензурнее… Этот «шедевр» военно-полевой дипломатии запорожских казаков прочли как-то вечером в 1878 году в усадьбе мецената Саввы Мамонтова под дружный хохот хозяев и гостей. Смеялся и Илья Репин. Художник слышал послание не впервые; как сообщал он в одном из писем, «в Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа».
По преданию, султан Мехмед IV послал запорожцам письмо с приказом прекратить набеги. Те тут же сочинили глумливый ответ. Однако историки не считают переписку реальным историческим событием. Этот антитурецкий памфлет распространялся на русских и украинских землях в годы конфликтов с османами.
В 1878 году закончилась Русско-турецкая война, разгоревшаяся из-за притеснений в Османской империи славянских народов. На фоне воодушевления победой сюжет о лихой отповеди султану вдохновил Репина на масштабное полотно.
1. Писарь. Украинский историк Дмитрий Яворницкий (до 1917 года его фамилию писали как Эварницкий) стал не только главным консультантом Репина по запорожскому казачеству, но и моделью для персонажа. Ученый, не любивший публичности, еле согласился позировать, да еще и продрог по дороге в мастерскую, и оттого был мрачен. Репин развеселил друга, вручив ему журнал с карикатурами.