Изгнание бесов, электрошок и лоботомия: темное прошлое психиатрии
Психиатрию можно назвать самой мрачной главой в истории клинической медицины. За несколько веков она прошла тяжелый путь: понадобилось время, чтобы к пациентам научились проявлять человечность. Какими безумными методами «лечили» безумие в прошлом?
В 1808 году немецкий медик Иоганн Рейль придумал название «психиатрия» и впоследствии получил статус ее основоположника. Но на самом деле все началось с шумерских магов, которые боролись с безумием заклинаниями и амулетами.
К V веку до н.э. античные медики решили, что природа помешательства бывает «божественной» или «демонической». И примерно тогда же научились определять симптомы психоза. Состоятельных безумцев стали запирать дома, бедных — в тюрьме.
Бесноватые и святые
Раннехристианское общество строило хосписы и больницы для душевнобольных и прочих страждущих. Но с развитием церковных догматов милосердию пришел конец. Людей с психическими проблемами считали одержимыми дьяволом, гнали прочь, убивали, в лучшем случае они находили пристанище в монастырях.
Иногда бесноватых «лечили»: связывали и лили на темя холодную воду. Инквизиция вообще с ними не церемонилась. Впрочем, некоторых душевнобольных людей могли и почитать как святых. На Руси их звали юродивыми.
Лечебницы строгого режима
В 1247 году братство «Господа нашего из Вифлеема» построило на окраине Лондона общежитие, где со временем приютили «скорбных разумом». А потом что-то пошло не так. Здание передали под Королевский госпиталь Bethlehem — тот самый «Бедлам», что навеки стал синонимом бардака. Тут-то и начался настоящий дурдом!
Пациентов держали в жуткой грязи и тесноте, избивали, сажали на цепь. В 1675 году «Бедлам» перебрался в новый корпус, но порядки остались старыми. Разве что власти стали пускать за деньги всех желающих полюбоваться злобными «психами».
Подобные заведения процветали повсюду. Во Франции — «Отель Дьё» и «Бисетр», где людей держали в клетках, в Австрии — «Наррентурм», в США — «Белвью», и это лишь самые знаменитые. В России по указу Петра I открывались «доллгаузы» — сумасшедшие дома тюремного типа.
Кто знает, сколько длились бы издевательства, если бы не Великая французская революция и психиатр Филипп Пинель. В 1792 году он снял оковы с узников «Бисетра» и выпустил их из камер. Реформы поддержали и другие прогрессивные клиники. Однако строгий режим сохранялся в учреждениях Старого и Нового Света вплоть до середины XIX века.
Безумная терапия
Все это время пациентов «психушек» не то чтобы совсем не лечили. Правда, врачи действовали наугад: «Попробуем эту странную методу: вдруг поможет?»