Активируем внутреннюю заботливую маму: инструкция для заботы о себе
Все советуют заботиться о себе. Но как именно? Эти слова звучат туманно, и на деле нам нужна инструкция, понятные и реализуемые советы. Автор книги «Говори с собой правильно», психолингвист Ирина Медведева предлагает действовать через слова.
Отношения с самим собой — трудная тема, люди часто ловят себя на том, что забросили себя. Кто-то не дает себе расслабиться, кто-то игнорирует свои потребности в творчестве, кто-то закрывает глаза на психологический дискомфорт в общении. Как следствие — все возрастающее чувство напряжения и неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Подобные проблемы обычно решаются в рамках психотерапии. Но многое человек может сделать для себя и сам. Для этого достаточно прислушаться к внутреннему диалогу и вникнуть, каким образом строится внутренняя речь, и при необходимости поменять стратегию.
Исследования в области нейрофизиологии показали, что наше состояние и чувство удовлетворенности собой и жизнью — это результат мыслительного процесса: того, как мы думаем и рассуждаем наедине с собой. А думаем мы преимущественно словами. А какие слова вы чаще всего говорите в свой адрес? Это всегда слова одобрения и поддержки?
Взять себя на ручки или взять себя в руки? О вариантах внутренней речи и тонкостях любви к себе
Что вы вероятнее всего скажете себе, если потерпите неудачу?
- «Со мной по-другому и не бывает. Я недостаточно умен, способен, успешен...»
- «Нельзя расслабляться. Я должен все исправить. Главное — не сидеть сложа руки».
- «Я сейчас расстроен. Надо перезагрузиться и отдохнуть. Я подумаю об этом завтра».
Первая фраза — типичный пример высказываний внутреннего критика, которому сейчас в психологической литературе уделяется много внимания. Но наши диалоги с собой гораздо разнообразнее сварливых комментариев этого внутреннего судьи.
Вторая и третья фразы иллюстрируют не менее значимые сценарии наших мыслей и разговоров с самим собой. А именно: материнский и отцовский. Здесь имеются в виду не речевые привычки, которые нам достались от реальных родителей, а проявление более глобальных психических структур — архетипов, моделей мышления, свойственных всем людям.
Фраза «Нельзя расслабляться. Я должен все исправить. Главное — не сидеть сложа руки» относится к проявлениям отцовского архетипа во внутренней речи
Она ориентирует на действия и ответственность. А фраза «Я сейчас расстроен. Надо перезагрузиться и отдохнуть. Я подумаю об этом завтра», напротив, снимает напряжение, обращает нас к психофизиологическим потребностям и отражает материнскую реакцию.
Архетип отца, как утверждал психиатр и юнгианский аналитик Энтони Стивенс, олицетворяет собой экстравертный потенциал мира: это отношение к работе и социальный успех. Активируя архетип отца, человек становится более автономным и успешным. В свою очередь, как пишет Стивенс, «функция матери продолжает оказывать эмоциональную поддержку и безопасность, позволяющую выйти и встретиться с проблемами в мире».