«Юг Руси» слил масло
Бизнес перешел под контроль московского ООО «Ресурс»
В прошлом году одной из крупнейших сделок последних лет в АПК стала продажа бизнеса «Юга Руси» — самого значимого в стране производителя подсолнечного масла. Покупателя связывают со структурами «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева, который активно растет за счет приобретения активов. Если сделка совершена в его интересах, то она позволит компании диверсифицировать продуктовый портфель и выйти, по сути, в новый для себя сегмент.
В ноябре 2023 года крупнейший в России производитель подсолнечного масла — «Юг Руси» — перешел под контроль московского ООО «Ресурс», которое связывают со структурами владельца «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева, экс-главы Минсельхоза и бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в конце августа должность гендиректора маслозавода «Юг Руси» и ООО «Юг Руси» занял Камиль Музафаров, возглавляющий «Ресурс». В сентябре «Коммерсантъ» писал, что «Ресурс» действует в интересах «Агрокомплекса». Правда, в ГК «Юг Руси» тогда поясняли, что смена гендиректора связана с «обычной ротацией менеджмента».
Масло купили вслед за землей
«Юг Руси» объединяет семь маслозаводов, которые в сезоне 2021/22 года выпустили 12 % (около 680 тыс. т) сырого подсолнечного и 28 % (свыше 530 тыс. т) бутилированного растительного масла в стране, следует из данных Масложирового союза и «АПК-Информ». Также в структуру компании входят элеваторы и портовый терминал в акватории Азово-Черноморского бассейна, автотранспортная компания и компания в области IT-решений. Группа производит масло под брендами «Золотая семечка», «Злато», «Аведовъ» и др. Также в продуктовом портфеле есть майонез, соусы и снеки. Кроме того, «Юг Руси» вывел на рынок линейку подсолнечных протеинов Balance Formula. Компания является крупным экспортером зерна, подсолнечного масла и шрота.
«Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева в 2022 календарном году произвел на «Бейсугском маслозаводе», маслоцехе СОЯ и в цехах по переработке подсолнечника 27 тыс. т подсолнечного масла, говорится в годовом отчете компании. По мнению гендиректора аналитической компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, «Агрокомплекс» привлекает переработка масличных, которая весь прошедший сезон была довольно эффективной и рентабельной деятельностью, учитывая соотношение цен на сырье и готовую продукцию. Экспортная деятельность также могла привлечь агрохолдинг, но уже во вторую очередь: «Юг Руси» поставляет на внешние рынки преимущественно масло других переработчиков, свою же продукцию разливает для реализации внутри страны, знает он. Пресс-служба «Агрокомплекса» не ответила на запрос «Агроинвестора», публичных опровержений компании о том, что ее структуры связаны с приобретением масложирового бизнеса «Юга Руси», также не было.
Это не первая попытка владельцев «Юга Руси» продать бизнес. Так, летом 2017 года «Эксперт Юг» писал, что активы агрохолдинга могут перейти к ГК «Солнечные продукты», которая тогда входила в группу «Букет» Владислава Бурова. ФАС одобрила сделку, однако она не состоялась: «Солнечные продукты» сообщали, что компании вели переговоры о возможном создании совместного бизнеса для повышения производственной и логистической эффективности, однако «в связи с изменившейся рыночной конъюнктурой» они были остановлены. А уже год спустя компания сама сменила владельца, в ноябре 2018-го «Русагро» приобрела права требования к холдингу «Солнечные продукты» по кредитам Россельхозбанка на сумму 34,7 млрд руб.
Сделка интересна с точки зрения синергетического эффекта: для «Юга Руси» это сырьевая база, для «Агрокомплекса» — перерабатывающие и перевалочные мощности, говорит управляющий партнер консалтинговой компании «Аверта Групп» Алексей Шаров, хотя явных причин для продажи бизнеса, по его мнению, не было. Скорее всего, прошлый собственник рассматривал продажу актива как возможность использовать благоприятный момент для выхода из бизнеса и смены фокуса на другие проекты или в другой географии, считает управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. «Обе стороны были заинтересованы в этой сделке», — уверен он.
В сентябре 2022 года «Юг Руси» избавился от 200 тыс. га земельных активов в Ростовской области, Краснодарском крае и Волгоградской области, назвав их непрофильными, напоминает директор практики финансового консалтинга группы «Деловой Профиль» Анна Крысина. Покупателем стало ООО «Агротехнологии» из Краснодара. «Юг Руси» уточнял, что «Агротехнологии» — это самостоятельная сельскохозяйственная организация, не входящая в крупные агрохолдинги. Однако СМИ, отраслевые эксперты и другие участники рынка связывают предприятие с «Агрокомплексом».
Вместе с тем в мае 2023-го ФАС предварительно одобрила приобретение 100 % акций племзавода «Комсомолец» в Забайкальском крае структурой «Юга Руси» — «Финанс Юг Руси». Возможно, продажа активов «Юга Руси» на юге объясняется стремлением перевести бизнес на Дальний Восток, став ближе к покупателям из стран АТР, допускает Крысина. Правда, в августе прошлого года «Комсомолец» купила структура фонда прямых инвестиций «Сигнет-Инвестиции 1».
На рынке дефицит хороших объектов для вложений, особенно крупных, сейчас рынок продавца, а не покупателя, обращает внимание директор отдела инвестиций и рынков капитала Kept Павел Лапшин. По его словам, «Юг Руси» — лакомый кусок для инвестора. «У “Агрокомплекса” (если покупатель действительно связан с ним) масложировой сегмент практически отсутствовал, а “Юг Руси” — это лидер по производству подсолнечного масла. Вместе с прошлогодней сделкой по приобретению земель “Юга Руси” “Агрокомплекс” (с учетом компаний, которые с ним связывают) выходит на первые места и по земельному банку, и по производству подсолнечного масла», — рассуждает он. Активы «Юга Руси» весьма привлекательны для «Агрокомплекса», и сделка, если она совершена в его интересах, позволит диверсифицировать продуктовый портфель не только в оптовой, но и в розничной торговле, добавляет Крысина.
«Юг Руси» как крупнейший производитель подсолнечного масла в России представляет интерес для крупных игроков, которые хотят выйти на рынок подсолнечного масла. Сильные бренды, удачное расположение сырьевой базы на юге России и экспортный потенциал с использованием собственного портового терминала в акватории Азово-Черноморского бассейна — все это повышает привлекательность группы как актива для экспансии через M&A, комментирует основатель, управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы компаний LMI Левон Айрапетян. «Полагаю, что интерес структур “Агрокомплекса” обусловлен в первую очередь этими факторами», — резюмирует он. Активы «Юга Руси» достаточно интересны по целому ряду причин: географическое расположение, вертикальная интеграция и полнота инфраструктуры, серьезная доля на внутреннем рынке, лидирующие позиции в экспорте, перечисляет Касаткин.
Аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой ранее говорил «Агроинвестору», что активы «Юга Руси» во многом привлекательны за счет своего территориального расположения. Во-первых, это касается сырьевой базы. «Только в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае доля производства подсолнечника от общероссийского объема составляет более 25 %. В условиях текущих мер госрегулирования экспорта масложировой бизнес выглядит вполне привлекательным направлением для роста», — оценивает он.
Во-вторых, близость активов к акватории Азово-Черноморского бассейна давала «Югу Руси» хорошую возможность для удержания лидирующих позиций в рейтинге крупнейших отечественных экспортеров масла. По словам Лозового, в мире сохраняется тенденция для роста спроса на масла, в то время как производство в России динамично растет, что создает дополнительный задел для экспорта в условиях стабильного внутреннего потребления. «Бизнес по переработке масличных и продаже масла однозначно есть куда развивать в ближайшие годы, особенно если брать ориентир на внешние рынки», — уверен он.