Как Тенгиз Абуладзе оказался в самой гуще событий

WeekendИстория

Покаяние к применению

Как Тенгиз Абуладзе сторонился современности и оказался в самой гуще событий

Текст: Игорь Гулин

«Покаяние», 1984. Фото: Грузия-фильм, Грузия-телефильм, Совэкспортфильм

31 января исполняется 100 лет со дня рождения Тенгиза Абуладзе, режиссера, отстаивавшего право на безразличие к вопросам советской современности, а затем снявшего «Покаяние» — самый громкий публицистический фильм 1980-х годов.

В системе советской культуры у «республиканских» кинематографий был особый статус. Они были одновременно под прессом и в цензурном небрежении. Кавказским, среднеазиатским, прибалтийским студиям редко позволяли делать большое, программное кино, зато давали экспериментировать, работать внутри системы, но в анклавах умеренной свободы. Давление центра было неодномерным и волнообразным (так, в конце 1960-х была разгромлена молдавская новая волна). На Грузию его приходилось меньше всего. Отчасти сказывалось то, что советская система управления тесно переплеталась там с семейственными традициями; чиновников и художников связывали отношения родства и патронажа. В судьбе Абуладзе это сыграло немаловажную роль.

У фильмов республиканских студий была задача, вытекавшая из умеренно колониального устройства советской культуры. Они производили образы «своего иного». Чтобы создавать их, нужно увидеть родное, давно знакомое как инаковое, посмотреть глазами интериоризированного другого — например, представителя имперского центра. Помимо этого, для производства «своего иного» необходим образец — «чужое иное». Главной чужой кинематографией для послесталинского СССР был итальянский неореализм. Три первых фильма Абуладзе — снятая вместе с Резо Чхеидзе «Лурджа Магданы» (1955), историческая драма о тяжбе за ослика между торговкой мацони и мерзким богачом, лирический фельетон «Чужие дети» (1958) о том, как студентка жертвует взрослой жизнью ради заботы о случайно встреченных безнадзорных детишках, деревенская идиллия «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1962) — ближе других картин оттепельной эпохи подходили к манере Росселлини, Де Сики, раннего Феллини. Прогрессивные критики превозносили фильмы за свежесть и искренность, консервативные громили за «абстрактный гуманизм» и вторичность по отношению к западным образцам. Как бы то ни было, Абуладзе во многом изобрел кинематографическую Грузию как советскую Италию — страну красивой бедности, до смешного возвышенных жестов, залитых солнцем контрастов, разговоров, срывающихся в песню, страну, существующую не то чтобы вне советского времени, но где-то на периферии его хода. Более изощренные режиссеры уже работали с этой картинкой как с готовой вещью: Отар Иоселиани вносил туда сомнение, Георгий Данелия доводил ее до абсурда, но и сам Абуладзе быстро почувствовал такой образ родины исчерпанным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Как наладить сексуальную жизнь после утраты мобильности: 4 совета людям с инвалидностью Как наладить сексуальную жизнь после утраты мобильности: 4 совета людям с инвалидностью

Что нужно знать о сексуальной жизни людей с ограничением подвижности?

Psychologies
Единым фронтом Единым фронтом

Сразу после вторжения Франции в Алжир стало понятно, что спокойно тут не будет

Дилетант
Миролюбивая сила Миролюбивая сила

Именно Москва начала давить на Каир, принуждая его перейти к переговорам

Дилетант
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее

Наши предки верили, что в Старый Новый год можно узнать свое будущее

VOICE
«Музей криптографии. Коллекция» «Музей криптографии. Коллекция»

Как Вермахт дешифровал перехваченные сообщения

N+1
Голливудские портреты, военная хроника и оптические иллюзии: что нужно знать о фотографе Сесиле Битоне Голливудские портреты, военная хроника и оптические иллюзии: что нужно знать о фотографе Сесиле Битоне

Кто такой Сесил Битон и как он стал легендой фотомира?

Правила жизни
Давай познакомимся Давай познакомимся

Как стать интересным собеседником?

Лиза
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

Сабиха Гёкчен связала свою жизнь с авиацией и стала первой военной летчицей

Forbes
С любовью к людям: как гуманистическая философия помогает построить бизнес (пример HeadHunter) С любовью к людям: как гуманистическая философия помогает построить бизнес (пример HeadHunter)

Глава из книги «HeadHunter. Успех неизбежен» Михаила Жукова

Inc.
На что уходит меньше воды: на мытье посуды руками или в посудомоечной машине? На что уходит меньше воды: на мытье посуды руками или в посудомоечной машине?

Посудомойка тратит слишком много воды. Но так ли это на самом деле?

ТехИнсайдер
Статус обязывает Статус обязывает

Бюро Officina Italiana ответственно за дизайн всех яхт Riva c 1994 года

Y Magazine
«Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений «Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений

Правда ли добиться жизненных перемен можно, только если все время ломать себя?

Psychologies
Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом

На что обратить внимание при тест-драйве, чтобы распознать скрытые неисправности

Maxim
«Феминизм — это кровавый спорт»: как запустить женское медиа и не сойти с ума «Феминизм — это кровавый спорт»: как запустить женское медиа и не сойти с ума

Почему работа в журнале для женщин действительно похожа на борьбу?

Forbes
Тестостерон оказался ответственен за чувствительность к общей анестезии Тестостерон оказался ответственен за чувствительность к общей анестезии

Чувствительность к общей анестезии модулируется тестостероном

N+1
Леонид Роберман: Спектакль — это всегда встреча, взаимоотношения и взаимовлияние Леонид Роберман: Спектакль — это всегда встреча, взаимоотношения и взаимовлияние

Продюсер Леонид Роберман — о вызовах современной театральной индустрии

СНОБ
Письмо от руки связали с формированием памяти и кодированием информации Письмо от руки связали с формированием памяти и кодированием информации

Письмо от руки улучшает точность правописания и память

N+1
Как укротить аппетит Как укротить аппетит

Что нас побуждает есть и почему иногда мы не замечаем чувства сытости?

Лиза
Три режиссера: как снимали Гайдай, Рязанов и Данелия Три режиссера: как снимали Гайдай, Рязанов и Данелия

Чем почерк Леонида Гайдая отличался от почерка его современников?

Правила жизни
В жизни как в кино В жизни как в кино

7 ошибок Бриджит Джонс, которые ты совершаешь, даже не замечая

Лиза
Неприкосновенный запас: зачем Путин запретил арестовывать счета иностранцев в России Неприкосновенный запас: зачем Путин запретил арестовывать счета иностранцев в России

Запрет на взыскание со счетов нерезидентов типа «С» и «И». К чему такая спешка?

Forbes
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
«Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой «Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой

Глава из романа-антиутопии, который осмысляет нашу реальность

СНОБ
Саммит «Большой двадцатки» и не только: импакт-инсайты из Индии | G20 and Beyond: Impact Insights from India Саммит «Большой двадцатки» и не только: импакт-инсайты из Индии | G20 and Beyond: Impact Insights from India

Интервью с Нехой Бхатнагар, Совет импакт-инвесторов Индии

Позитивные изменения
«Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти «Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти

Ресторатор Уиллиам Ламберти написал сказку на основе собственной биографии

СНОБ
Он не признает ребенка Он не признает ребенка

Как быть, если ты беременна или родила, а он не хочет признавать отцовство

Лиза
Несвобода выбора Несвобода выбора

Как Бёкль и Кокошка оказались по разные стороны границы

Weekend
Переосмысление ИИ: ученые выявили экономические ограничения автоматизации рабочих мест Переосмысление ИИ: ученые выявили экономические ограничения автоматизации рабочих мест

Неужели ИИ отнимет наши рабочие места? Обоснована ли эта тревога?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении