«Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить»
Совладелец группы компаний о том, почему «Эфко» делает ставку на развитие био- и фудтех-сегментов
ГК «Эфко» является одним из крупнейших российских производителей продуктов питания. За годы работы из небольшого цеха в Алексеевке Белгородской области холдинг вырос в лидера масложировой отрасли. Однако группа не останавливается на достигнутом и продолжает уверенно двигаться вперед, усиливая ведущие позиции в сегменте производства пищевых ингредиентов за счет разработки новых, более совершенных видов продукции, повышения степени лояльности клиентов, расширения спектра оказываемых услуг. Как обстоят дела с развитием основного сегмента бизнеса и инновационных направлений деятельности компании, в интервью «Агроинвестору» рассказал исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов.
С какими результатами — производственными и финансовыми — группа компаний «Эфко» закончила 2022 год?
Уже четвертый год наш бизнес увеличивается двузначными цифрами. В 2021-м рост составил 60 %, выручка достигла 223 млрд руб. В 2022-м результат оказался чуть меньше, чем мы планировали изначально, но это в любом случае на 25–30 % больше, чем годом ранее, — 277 млрд руб.
Как и прежде, основные направления, которые обеспечили прирост выручки, — это пищевые ингредиенты, трейдинг, переработка масличных и брендовый бизнес. Хорошие показатели у направления пищевых добавок и ингредиентов. Мы улучшили рыночные позиции по производству лецитинов, удвоили производство фермента фосфолипаза А2.
Маржа в переработке остается небольшой
Основное направление компании — переработка масличных. Какие изменения произошли за год здесь?
Имеющиеся мощности позволяют нам перерабатывать до 3,5 млн т масличных в год. Это подсолнечник, рапс и соя. В 2022-м переработали 2,4 млн т. Примерно 10 % всего российского урожая. По сравнению с 2021 годом рост больше чем на четверть. Наиболее существенный, почти в два раза, по рапсу — на фоне выхода на полную мощность нашего липецкого МЭЗа «Либойл» (330 тыс. т рапса в год).
Самой неожиданной для нас категорией в прошлом году стал майонез. Сегмент очень долго стагнировал, теперь же наша доля подошла к 19 %, а продажи в натуральном выражении увеличились на 10 %.
Вы отметили, что нарастили мощности по переработке масличных, а в каких еще направлениях расширяли емкость производства?
Например, увеличили мощности и второй год сохраняем уверенные лидерские позиции по производству яичных продуктов в нашем цехе по глубокой переработке яйца. Этому проекту уже больше четырех лет. Изначально он появился как ответ на внутренний запрос производить майонез на жидком яичном желтке для максимального воспроизводства домашнего соуса. Сейчас цех превратился в полноценное производство, на котором разбивают более миллиона яиц в день. Желток идет в майонез — и для нашего брендового бизнеса, и на продажу. Белок и меланж тоже не остаются без дела. Они реализуются среди наших клиентов в хлебопекарной и кондитерской промышленности.
Последняя крупная сделка, в которой участвовала «Эфко», — это как раз покупка основной доли в упомянутой вами компании «Либойл». Произошла она два года назад. За прошедший с того времени период группа больше не совершала никаких приобретений?
Мы больше занимались расширением и созданием новых мощностей, как таковых серьезных сделок по покупке новых предприятий не было. Но все подобные вопросы мы решаем в рабочем порядке, постоянно анализируем рынок и наблюдаем за торгами. Если приобретение нового актива соответствует нашей стратегии, то принимаем участие.
Сельхозпроизводители последние два года придерживаются стратегии очень сдержанных продаж масличных культур, что отнюдь не облегчает жизнь переработчикам. Как вы гарантируете обеспечение своих мощностей сырьем? Изменилась ли как-то в связи с этим работа с аграриями?
На самом деле глобальных изменений нет. Такой «тяни-толкай» давно не новость. Фермеры хотят продать подороже, переработчики — купить подешевле. Маржа в переработке как была, так и остается небольшой.
При этом фермеры тоже понимают, что искусственное сдерживание продаж сырья имеет свойство оборачиваться его профицитом на рынке. Семечку, которую так бережно откладывали «до лучших времен», могут просто не купить. Или приобрести по непривлекательной цене. Дополнительный дисконт сырью обеспечит то, что при хранении в условиях повышенной влажности оно окисляется, а значит, тоже теряет в качестве и цене.
Мы имеем дело с высококонкурентным рынком и десятками факторов влияния. Продажи, например, сои в этом году могут идти стабильно, а на следующий — перевернуться с ног на голову из-за засушливой погоды в Аргентине. Наши главные преимущества здесь — это опыт, выстроенные отношения с фермерами «в поле» и сильная аналитика, обеспечивающая высокую точность прогнозов.
Сильная часть бизнеса
«Эфко» является активным экспортером сельхозпродукции. Каковы результаты по данному направлению?
Экспорт — традиционно сильная часть бизнес-модели «Эфко». Хотя в прошлом году зависимость от международной торговли оказалась и не самой сильной ее стороной. Тем не менее итоговыми показателями мы вполне довольны: доля поставок на внешние рынки в общем объеме реализации нашей продукции превысила 40 %.
Отметку в $1 млрд экспортной выручки мы перешли еще в 2021 году, по итогам 2022-го приблизились к $2 млрд. 80 % данного показателя обеспечено ростом мировых цен. Еще 20 % — увеличением объемов продаж. Наши ведущие экспортные продуктовые категории — растительные масла, шрот, специализированные жиры и маргарины, кормовые продукты и брендовые товары. Также впервые в прошлом году мы поставили за рубеж продукцию Hi! — ее покупателями стали 45 магазинов крупных торговых сетей ОАЭ.