Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

АгроинвесторБизнес

Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Александр Левкин

Хотя в мире данное явление распространено уже несколько десятилетий, в России к снижению объема продукта в упаковке стали прибегать относительно недавно. Считается, что таким образом производитель может сократить свои расходы и сохранить стоимость товара на привычном для потребителя уровне. Побороться со шринфлякцией предлагают законодательно, однако и у этой инициативы могут быть негативные последствия.

Шринкфляция — этот термин, производный от английских слов «сжатие» (shrink) и «инфляция» (inflation), используют для описания ситуации, когда производители уменьшают объем товара в упаковке, сохраняя при этом стоимость на том же уровне. Это своего рода ответ на инфляцию: вместо того, чтобы повышать цену товара для потребителя, производитель незаметно снижает объем товара.

Впервые к шринкфляции прибегли компании в США в 1970-е годы во время сильного энергетического кризиса. Производители часто сталкивались с увеличением затрат на выпуск продукции из-за инфляции и роста уровня безработицы, но они не всегда поднимали цены на свои товары из-за опасений потерять клиентов, чье финансовое состояние тоже не улучшалось. Вместо этого они начали уменьшать размеры упаковок или количество продукта при сохранении той же стоимости, что и раньше.

В 2017 году Национальная статистическая служба Великобритании заявляла, что шринкфляция в стране наблюдается уже в течение пяти лет. Толчок этому явлению дал рост издержек производителей, связанный с выходом из ЕС.

В России же к даунсайзингу (downsizing — «уменьшение размера») стали массово прибегать в 2018 году, когда сразу ряд продуктов питания начал продаваться в упаковках меньшего объема. Особенно это коснулось молочной продукции, пива и фруктовых соков. А, например, в 2019-м удмуртская птицефабрика «Вараксино» выпустила упаковку с девятью яйцами вместо привычного десятка.

Предпосылки к сжатию

Распространение даунсайзинга — тенденция, характерная как для России, так и для мирового рынка в связи с ускоренными темпами инфляции в последние годы, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе, — признает он. — Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду, но, конечно, не всем потребителям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее марки».

Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает: производители идут на шринкфляцию, чтобы экономить на содержимом, и данный тренд имеет глобальный характер. Даже известные мировые бренды шоколада уменьшили вес своих изделий, знает эксперт. Так, самым громким примером шринкфляции в мире стало сокращение объема шоколада Toblerone, что привело к изменению канонической формы этого кондитерского изделия.

Одна из ключевых причин даунсайзинга — это рост себестоимости при низкой покупательной способности населения, соглашается зампредседателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. В данном случае уменьшение упаковки направлено на увеличение доступности продуктов питания и на сдерживание роста цен.

В текущих экономических условиях стоимость продукции остается чувствительным параметром для большинства покупателей, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Небольшое сокращение веса и размера упаковки со стороны производителей является дополнительной мерой компенсации растущих издержек, удержания доступной цены и поддержки спроса, считает он.

В Союзе потребителей России называют шринкфляцию «уловками производителей с размером упаковки». Идут на них, потому что затраты на производство из-за санкций, валютного курса, роста налоговой нагрузки увеличиваются существенно быстрее, чем доходы потребителей. При этом торговые сети всячески противятся росту цен поставки продуктов, поэтому компаниям приходится искать альтернативные пути.

Самые экономные

Практика шринкфляции используется в разных секторах пищевой промышленности, где конкуренция наиболее высока и ценовая чувствительность потребителей значительна. Но в некоторых сегментах это явление наблюдается массово, а в некоторых используется гораздо реже.

Даунсайзинг касается всех видов продовольственных товаров, но в большей степени продуктов массового спроса первого ценового ряда, таких как сливочное масло и другая молочка, всех напитков (кроме крепкого алкоголя), растительного масла и масложировой продукции, рыбных и мясных консервов и полуфабрикатов, кондитерских изделий, бакалейных товаров, перечисляет представитель Союза потребителей. По словам Корнеева, чаще всего шринкфляция встречается в категориях бакалеи, кондитерских изделий и молочной продукции.

В молочном сегменте, как ни в одном другом, представлено огромное количество SKU (stock keeping unit — единиц складского учета), обращает внимание Белов. Молочные продукты выпускаются максимально широким ассортиментом в части объема — от 75 г до огромных семейных упаковок по несколько литров. Питьевое молоко может продаваться в объеме и 100 мл, и 250 мл, и 900 мл, но на каждой упаковке всегда указан объем, и потребителю доступна вся необходимая информация.

В бакалее ситуация зависит от конкретного продукта и производителя. Например, стандартному сахарному песку шринкфляция практически несвойственна — почти везде он представлен в объеме 1 кг, утверждает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. А вот крупы уже более 15 лет часто продаются в упаковке 0,8 или 0,9 кг, хотя встречается и 1 кг.

ГК «Продимекс» никогда не прибегала к даунсайзингу, заверяет гендиректор холдинга Виктор Алексахин. На полках магазинов сахар группы представлен в упаковках, вес которых не менялся с момента выхода товара на рынок. Так, сахарный песок категории ТС2, который является социально значимым продуктом, в розничных сетях продается в двух форматах — по 1 кг и 5 кг. «Один килограмм — это традиционный, привычный вес сыпучих продуктов, мы его никогда не уменьшали и не планируем это делать. Фасовка по 5 кг наиболее востребована в сезон домашних заготовок, — рассказывает Алексахин. — Если же говорить в целом об упаковках разного веса, то они, безусловно, нужны — у потребителя должна быть возможность купить товар в большем или меньшем объеме, в зависимости от различных факторов, таких как, например, уровень дохода или состав семьи».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как использовать городское пространство на благо ребенка Как использовать городское пространство на благо ребенка

Как организовать пространство для ребенка, чтобы сделать развитие гармоничным

СНОБ
В каких случаях забывать — это нормально и даже полезно для работы мозга В каких случаях забывать — это нормально и даже полезно для работы мозга

Новые исследования говорят о том, что забывать не менее важно, чем помнить

Psychologies
Как мужчины видят вагину: репортаж с психодраматического мастер-класса Как мужчины видят вагину: репортаж с психодраматического мастер-класса

Мастер-класс, на котором случилось невероятное открытие

Psychologies
В ожидании нового гламура. Дизайнеры о трендах ближайшего времени В ожидании нового гламура. Дизайнеры о трендах ближайшего времени

Как интернет позволяет преодолевать барьеры и запреты и где искать вдохновение?

СНОБ
Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке

Фэнтезийные книги, в которых к магии (самой настоящей!) относятся, как к науке

ТехИнсайдер
Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос

О творческом пути Софии Коппола, которой удалось выйти из тени отца-режиссера

Forbes
«Реальный бизнес»: женский футбол растет в цене и уже зарабатывает не меньше мужского «Реальный бизнес»: женский футбол растет в цене и уже зарабатывает не меньше мужского

Почему женский футбол становится все популярнее и прибыльнее

Forbes
Страшно красиво Страшно красиво

Простые идеи, как бюджетно украсить дом на Хэллоуин

Лиза
Депрессия: как распознать опасность? Депрессия: как распознать опасность?

Депрессию нельзя недооценивать: затянувшись, она может отнять у нас годы жизни

Psychologies
Антиматерия упала вниз Антиматерия упала вниз

Гравитация Земли притягивает атомы антивещества

N+1
«Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом «Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом

О встрече с Джерри Гивенсом — бывшим главным палачом штата Вирджинии

Psychologies
5 книг норвежских писателей, которые обязан прочитать каждый 5 книг норвежских писателей, которые обязан прочитать каждый

Какие литературные сокровища хранит суровая, но живописная земля викингов?

Maxim
Сердца людей на концерте классической музыки забились в такт Сердца людей на концерте классической музыки забились в такт

Как классическая музыка влияет на организм человека?

N+1
«Обучение служением» | Service Learning «Обучение служением» | Service Learning

Мировой тренд «Обучение служением» приходит в Россию

Позитивные изменения
Как работают инфляционные облигации при гиперинфляции и обесценении рубля Как работают инфляционные облигации при гиперинфляции и обесценении рубля

Как работают инфляционные облигации в сложных экономических условиях?

Forbes
Кетамин и плацебо под наркозом одинаково облегчили депрессию Кетамин и плацебо под наркозом одинаково облегчили депрессию

Кетамин представляет собой диссоциативный препарат для внутривенного наркоза

N+1
Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Вокруг света
История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий

Глава из книги «История усталости от Средневековья до наших дней»

Forbes
Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России

Как молодые музыкантам удается выживать в новых, не самых благоприятных условиях

Forbes
Необычное решение! В Японии роботы-волки защищают людей от диких медведей Необычное решение! В Японии роботы-волки защищают людей от диких медведей

Дикие животные разбегаются в поисках укрытия при виде необычного зверя

ТехИнсайдер
Немедленно уберите свои ботинки с батареи: 6 способов быстро высушить промокшую обувь Немедленно уберите свои ботинки с батареи: 6 способов быстро высушить промокшую обувь

Рассказываем, как правильно сушить ботинки, чтобы не испортить их внешний вид

ТехИнсайдер
Отцовский клуб: Суперсемейки Отцовский клуб: Суперсемейки

О семье с шестью детьми и о соло-папе с 10 подростками

Men Today
9 фактов о фильме «Бойцовский клуб» 9 фактов о фильме «Бойцовский клуб»

«Бойцовский клуб»:, когда экранизация превзошла литературный первоисточник

Maxim
Маршрутизация на дому: как выбрать роутер? Маршрутизация на дому: как выбрать роутер?

Думаете, как выбрать роутер для домашней сети?

CHIP
Неандертальцы убили пещерного льва деревянным копьем Неандертальцы убили пещерного льва деревянным копьем

Ученые исследовали останки пещерных львов, найденные в Германии

N+1
Текст по принуждению Текст по принуждению

«Кошки-мышки»: неудачная экранизация популярного феминистского рассказа

Weekend
Как перестать материться: о любви к нецензурной лексике и способах избавления от нее Как перестать материться: о любви к нецензурной лексике и способах избавления от нее

Что предпринять тем, кто хочет перестать материться

Psychologies
«Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо «Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо

Несмотря на звездный состав, этот детектив получился очень унылым и заурядным

Forbes
Не сильно стильный пол Не сильно стильный пол

О природе сложных отношений российских мужчин с модой

Men Today
Самые страшные хоррор-книги последних лет Самые страшные хоррор-книги последних лет

Книги, от которых у вас будут мурашки

Maxim
Открыть в приложении