Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

АгроинвесторБизнес

Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Александр Левкин

Хотя в мире данное явление распространено уже несколько десятилетий, в России к снижению объема продукта в упаковке стали прибегать относительно недавно. Считается, что таким образом производитель может сократить свои расходы и сохранить стоимость товара на привычном для потребителя уровне. Побороться со шринфлякцией предлагают законодательно, однако и у этой инициативы могут быть негативные последствия.

Шринкфляция — этот термин, производный от английских слов «сжатие» (shrink) и «инфляция» (inflation), используют для описания ситуации, когда производители уменьшают объем товара в упаковке, сохраняя при этом стоимость на том же уровне. Это своего рода ответ на инфляцию: вместо того, чтобы повышать цену товара для потребителя, производитель незаметно снижает объем товара.

Впервые к шринкфляции прибегли компании в США в 1970-е годы во время сильного энергетического кризиса. Производители часто сталкивались с увеличением затрат на выпуск продукции из-за инфляции и роста уровня безработицы, но они не всегда поднимали цены на свои товары из-за опасений потерять клиентов, чье финансовое состояние тоже не улучшалось. Вместо этого они начали уменьшать размеры упаковок или количество продукта при сохранении той же стоимости, что и раньше.

В 2017 году Национальная статистическая служба Великобритании заявляла, что шринкфляция в стране наблюдается уже в течение пяти лет. Толчок этому явлению дал рост издержек производителей, связанный с выходом из ЕС.

В России же к даунсайзингу (downsizing — «уменьшение размера») стали массово прибегать в 2018 году, когда сразу ряд продуктов питания начал продаваться в упаковках меньшего объема. Особенно это коснулось молочной продукции, пива и фруктовых соков. А, например, в 2019-м удмуртская птицефабрика «Вараксино» выпустила упаковку с девятью яйцами вместо привычного десятка.

Предпосылки к сжатию

Распространение даунсайзинга — тенденция, характерная как для России, так и для мирового рынка в связи с ускоренными темпами инфляции в последние годы, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе, — признает он. — Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду, но, конечно, не всем потребителям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее марки».

Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает: производители идут на шринкфляцию, чтобы экономить на содержимом, и данный тренд имеет глобальный характер. Даже известные мировые бренды шоколада уменьшили вес своих изделий, знает эксперт. Так, самым громким примером шринкфляции в мире стало сокращение объема шоколада Toblerone, что привело к изменению канонической формы этого кондитерского изделия.

Одна из ключевых причин даунсайзинга — это рост себестоимости при низкой покупательной способности населения, соглашается зампредседателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. В данном случае уменьшение упаковки направлено на увеличение доступности продуктов питания и на сдерживание роста цен.

В текущих экономических условиях стоимость продукции остается чувствительным параметром для большинства покупателей, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Небольшое сокращение веса и размера упаковки со стороны производителей является дополнительной мерой компенсации растущих издержек, удержания доступной цены и поддержки спроса, считает он.

В Союзе потребителей России называют шринкфляцию «уловками производителей с размером упаковки». Идут на них, потому что затраты на производство из-за санкций, валютного курса, роста налоговой нагрузки увеличиваются существенно быстрее, чем доходы потребителей. При этом торговые сети всячески противятся росту цен поставки продуктов, поэтому компаниям приходится искать альтернативные пути.

Самые экономные

Практика шринкфляции используется в разных секторах пищевой промышленности, где конкуренция наиболее высока и ценовая чувствительность потребителей значительна. Но в некоторых сегментах это явление наблюдается массово, а в некоторых используется гораздо реже.

Даунсайзинг касается всех видов продовольственных товаров, но в большей степени продуктов массового спроса первого ценового ряда, таких как сливочное масло и другая молочка, всех напитков (кроме крепкого алкоголя), растительного масла и масложировой продукции, рыбных и мясных консервов и полуфабрикатов, кондитерских изделий, бакалейных товаров, перечисляет представитель Союза потребителей. По словам Корнеева, чаще всего шринкфляция встречается в категориях бакалеи, кондитерских изделий и молочной продукции.

В молочном сегменте, как ни в одном другом, представлено огромное количество SKU (stock keeping unit — единиц складского учета), обращает внимание Белов. Молочные продукты выпускаются максимально широким ассортиментом в части объема — от 75 г до огромных семейных упаковок по несколько литров. Питьевое молоко может продаваться в объеме и 100 мл, и 250 мл, и 900 мл, но на каждой упаковке всегда указан объем, и потребителю доступна вся необходимая информация.

В бакалее ситуация зависит от конкретного продукта и производителя. Например, стандартному сахарному песку шринкфляция практически несвойственна — почти везде он представлен в объеме 1 кг, утверждает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. А вот крупы уже более 15 лет часто продаются в упаковке 0,8 или 0,9 кг, хотя встречается и 1 кг.

ГК «Продимекс» никогда не прибегала к даунсайзингу, заверяет гендиректор холдинга Виктор Алексахин. На полках магазинов сахар группы представлен в упаковках, вес которых не менялся с момента выхода товара на рынок. Так, сахарный песок категории ТС2, который является социально значимым продуктом, в розничных сетях продается в двух форматах — по 1 кг и 5 кг. «Один килограмм — это традиционный, привычный вес сыпучих продуктов, мы его никогда не уменьшали и не планируем это делать. Фасовка по 5 кг наиболее востребована в сезон домашних заготовок, — рассказывает Алексахин. — Если же говорить в целом об упаковках разного веса, то они, безусловно, нужны — у потребителя должна быть возможность купить товар в большем или меньшем объеме, в зависимости от различных факторов, таких как, например, уровень дохода или состав семьи».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аграрии заработали на масличных Аграрии заработали на масличных

Первая половина масличного сезона 24/25 стала доходной для сельхозпроизводителей

Агроинвестор
«Третья миссия» в стратегии развития университета Соловьиного края | The University’s Third Mission in Russia’s “Land of nightingales” «Третья миссия» в стратегии развития университета Соловьиного края | The University’s Third Mission in Russia’s “Land of nightingales”

«Третья миссия» регионального университета связана с задачами развития региона

Позитивные изменения
Обойти финансовые ловушки Обойти финансовые ловушки

Деньги приходят легче тогда, когда о них меньше думаешь как о цифрах

Psychologies
Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха

Что нужно говорить и писать, если вы не хотите быть уволенным

Forbes
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
У ямников выявили генетическую предрасположенность к рассеянному склерозу У ямников выявили генетическую предрасположенность к рассеянному склерозу

У ямников были распространены гены с рисками развития рассеянного склероза

N+1
Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского? Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского?

Отрывок из книги Алекса Роусона «Молодой Александр»

ТехИнсайдер
Самые морозостойкие растения: 10 многолетников, способных пережить холода на открытом грунте Самые морозостойкие растения: 10 многолетников, способных пережить холода на открытом грунте

Вечнозеленые растения, которые смогут пережить зиму на балконе

ТехИнсайдер
Пространственная и временная координаты поменялись местами в квантовом вычислителе Google Пространственная и временная координаты поменялись местами в квантовом вычислителе Google

Ученые из Google предложили новый способ создания квантовых схем

N+1
Депрессия: как распознать опасность? Депрессия: как распознать опасность?

Депрессию нельзя недооценивать: затянувшись, она может отнять у нас годы жизни

Psychologies
5 мифов вокруг семейства кошачьих: чего на самом деле хотят усатые-полосатые 5 мифов вокруг семейства кошачьих: чего на самом деле хотят усатые-полосатые

Думаете, что знаете о своей кошке все?

Maxim
Секрет исполинов: почему космические ракеты такие большие Секрет исполинов: почему космические ракеты такие большие

Почему сами ракеты такие большие, если выводимый ими груз такой маленький?

ТехИнсайдер
Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений

«Страшная история из двух предложений» — идеально, чтобы испугаться быстро!

VOICE
Что такое бежевые флаги в отношениях: 2 примера Что такое бежевые флаги в отношениях: 2 примера

Что, если недостатки человека раздражают лишь слегка?

Psychologies
Павел Пепперштейн — о любви к роману Достоевского «Бесы»; о том, каково быть литературным персонажем, и о связи между чтением и мастурбацией Павел Пепперштейн — о любви к роману Достоевского «Бесы»; о том, каково быть литературным персонажем, и о связи между чтением и мастурбацией

Пепперштейн рассказывает о важных для себя книгах — прочитанных, недочитанных

Правила жизни
Образ жизни Образ жизни

Коллекционер Аля Есипович превратила свои квартиры в экспо

Собака.ru
Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена

Пещера Таврида в Крыму — кладезь фауны эпохи раннего плейстоцена

Наука и жизнь
Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы

О мальдивских легендах и их влиянии на современную культуру острова

СНОБ
Текст по принуждению Текст по принуждению

«Кошки-мышки»: неудачная экранизация популярного феминистского рассказа

Weekend
Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России

Как молодые музыкантам удается выживать в новых, не самых благоприятных условиях

Forbes
Схватка в легком весе Схватка в легком весе

Почему в России буксуют продажи легких коммерческих авто

Деньги
Метаморфозы спутника Метаморфозы спутника

Как изменились представления о Селене со времен «Незнайки на Луне»

Вокруг света
Тутанхамон придет за тобой: как появилась легенда о «проклятии фараонов» и кто ее развенчал? Тутанхамон придет за тобой: как появилась легенда о «проклятии фараонов» и кто ее развенчал?

Что происходило с проклятием фараона на самом деле

Правила жизни
Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире

Какие виды пыток самые применяемые в мире?

N+1
Генерал Алексей Алексеевич Брусилов Генерал Алексей Алексеевич Брусилов

Генерал Брусилов был известен недюжинным талантом и любовью к военному делу

Знание – сила
Жаворонки и совы: нейробиолог объясняет, кто самый счастливый Жаворонки и совы: нейробиолог объясняет, кто самый счастливый

Счастливы ли жаворонки? Или совы счастливее?

ТехИнсайдер
Донской умами. Как выбрать вина из «сибирькового» и чем их закусывать Донской умами. Как выбрать вина из «сибирькового» и чем их закусывать

Вина из «сибирькового»: как выбрать и зачем закусывать салом

СНОБ
«Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века «Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века

Роль светского салона в первой половине XIX века в России невозможно переоценить

Караван историй
Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов

Всего за три года Хаби Лейм стал самым популярным тиктокером, не говоря ни слова

Forbes
Открыть в приложении