Альтернативные белки: хайп или новый рынок?
Ольга Кайтялиди о потенциале протеинов из насекомых
В России все больше стартапов представляют рынку свои разработки в области альтернативных белков различного происхождения, на выставках демонстрируют жареных сверчков и продукты с добавлением энтопротеина.
Потенциал рынка альтернативных белков неоспорим, но белок белку рознь, и нужно отличить мнимое от реального. Важно отметить причины, по которым возник интерес к замене традиционных белковых продуктов. Глобальное потепление, зеленая повестка, урбанизация и значительный рост населения неминуемо приведут жителей Земли к изменению системы питания в связи с дефицитом еды и воды к 2050 году.
В связи с этим видится глобальное разделение пищевых продуктов на два разных типа: натуральные дорогие органические продукты и массовые продукты с большей долей альтернативных источников сырья, в первую очередь белка. Понимая это, множество компаний во всем мире занимаются развитием инновационных белков. Но все ли из них целесообразно использовать в продуктах питания, или есть другие альтернативы?
Источников протеина существует великое множество: его получают из грибов и водорослей, дрожжей и растений разных видов. Белок энтомологический, микробиальный, из пивной дробины — работы идут повсеместно, но реальных альтернатив, пригодных для использования в пищу, немного.
Для оценки потенциала рынка стоит отталкиваться от экономической целесообразности и функциональной обоснованности использования ингредиента. Протеин в первую очередь должен обеспечивать улучшение функциональных характеристик готового пищевого продукта, также важны белковая ценность, цена, органолептическая нейтральность и гипоаллергенность. Не стоит забывать о таких важных аспектах, как наличие нормативно-правовой базы и потребительская готовность.