Аграрии запасаются запчастями
Чего ожидать сельхозпроизводителям по поставкам комплектующих для техники, пока не отменят санкции
С весны прошлого года агрокомпании столкнулись с проблемами при закупке запчастей для сельхозтехники. Цепочки поставок нарушились, сроки доставки удлинились, а цены на них заметно выросли. Те же сложности, впрочем, и на рынке самой техники. О том, как российские аграрии справляются с новыми вызовами и стоит ли им ждать новых проблем, расскажет автор этой статьи.
В течение прошлого года ряд крупнейших производителей сельскохозяйственной техники заявили об уходе с российского рынка. Другие ввели ограничения на импорт в страну как машин, так и запасных частей. Аграриям пришлось приспосабливаться к изменившимся условиям работы, искать новые пути доставки необходимых для производства составляющих и переходить с импортной техники на отечественную. Так, по подсчетам аналитиков «ТендерПро», в 2022 году в ответ на сокращение поставок иностранных агромашин сельхозпроизводители стали активнее искать аналоги в России (число запросов по сравнению с 2021-м возросло в среднем на 42 %), Беларуси (число запросов увеличилось на 38,2 %) и Китае (на 90 %).
Однако в разрезе категорий техники отечественная продукция в прошлом году все-таки не лидировала. Так, чаще всего аграрии покупали тракторы белорусского производства — 52,8 % всех продаж, в то время как на российские пришлось лишь 25 %. На третьем месте американские машины с показателем 9 %. Примерно такой же расклад и в сегменте комбайнов: 43,8 % общего количества приобретенного в 2022 году этого вида техники составили машины из Беларуси, 31,7 % заняли комбайны из России, 11,7 % — из США, 10,3 % — Германии. При это важно отметить, что большинство (63,3 %) сельхозпроизводителей в основном закупали подержанную технику.
Дефицит и рост цен
С запчастями и комплектующими для сельскохозяйственных машин проблем у аграриев было еще больше. Согласно данным Минсельхоза, из 430 тыс. тракторов, работающих в сельском хозяйстве страны, почти 60 % произведено за рубежом, а из 123 тыс. комбайнов — 15 % также приходится на иностранную технику. Именно поэтому бол́ ьшую часть запасных частей к данным машинам (свыше 60 %) невозможно заменить отечественными аналогами. Да и в принципе сельхозпроизводителям, которые привыкли работать на зарубежных тракторах и комбайнах, оказалось сложно отказаться от импортной техники в пользу российской.
В результате агропредприятия столкнулись с необходимостью налаживать каналы параллельного импорта комплектующих. Помимо этого, чтобы восполнить дефицит, они стали восстанавливать те запчасти, которые уже вырабатывают свой ресурс. По оценке «ТендерПро», в прошлом году сельхозпроизводители чаще всего интересовались восстановлением тормозных колодок (рост на 63,7 % в сравнении с 2021 годом), подшипников (на 12,4 %), фланцев (на 37,9 %), редукторов (на 29 %) и гидроцилиндров (на 25 %). Чаще всего подрядчиков для ремонта спецтехники и восстановления запчастей искали фермеры из Московской, Новосибирской, Ростовской области, Башкортостана, а также Краснодарского края.
Сложившаяся на рынке ситуация отразилась и на стоимости комплектующих. На запчасти для комбайнов и тракторов из Европы, Японии и США цены в среднем увеличились на 70 %. В то же время сама техника, в том числе из России и Беларуси, подорожала примерно на 35 %. Это связано с тем, что и в российских, и в белорусских тракторах и комбайнах также используются иностранные запасные части. Например, тракторы «Ростсельмаш-2375» оснащаются дизельными двигателями Cummins QSM 11 (производства США), а Минский тракторный завод до недавнего времени устанавливал на тракторы «Беларус» двигатели Caterpillar (США), Cummins (США) и Deutz (Германия). Теперь производитель тестирует китайский Weichai. Также на рост цен и ухудшение условий оплаты повлияло снижение конкуренции в тендерах на электронных торговых площадках.
В первом квартале этого года ситуация в аграрном секторе стала только хуже. У сельхозпроизводителей уменьшился объем свободных денежных средств, и они начали сокращать закупки как новой, так и подержанной техники. По подсчетам аналитиков «ТендерПро», в первом квартале 2023-го в сравнении с аналогичным периодом в 2022-м спрос на новые комбайны российского и зарубежного производства в среднем сократился на 10 %, а на тракторы — на 26,5 %. Еще больше убавился интерес к покупке подержанных сельхозмашин: на 30,3 % и 35,7 % соответственно.
Не исчез и дефицит запчастей для импортной агротехники. Чтобы хоть как-то обеспечить свои хозяйства комплектующими, сотрудники некоторых предприятий стали ввозить их в чемоданах, возвращаясь из отпусков. Также сельхозпроизводители стали чаще использовать для приобретения комплектующих маркетплейсы, такие, например, как «Авито».
Стали появляться и случаи технического каннибализма. Некоторые агрокомпании решили «законсервировать» часть тракторов и комбайнов под будущий разбор на запчасти. Однако о массовости этого явления говорить пока преждевременно. По разным оценкам, это может случиться не раньше, чем через 1,5-2 года, при условии, что проблема с поставками запчастей не будет к этому времени устранена.