Яд вьетнамских сколопендр подействовал на разные ионные каналы жертв и сородичей
Благодаря мутации в гене ионного канала Shal сколопендры могут использовать один и тот же яд и для убийства добычи, и в борьбе с сородичами. Для последних яд не смертелен и вызывает лишь кратковременный паралич. Исследование молекулярных основ этого процесса опубликовано в журнале Science Advance.
Многие животные используют яд не только для охоты и защиты от хищников, но и в процессе внутривидовой борьбы. Например, многоножки из класса губоногих (Chilopoda) вводят сородичам яд в качестве предупреждающего сигнала. Считается, что у этих членистоногих есть определенный иммунитет к собственным токсинам, однако механизм его работы практически не изучен.
Разобраться в этом вопросе решила команда специалистов во главе с Шилуном Яном (Shilong Yang) из Института зоологии в Куньмине. В качестве модельного объекта они выбрали вьетнамскую сколопендру Scolopendra subspinipes. При длине тела до 20 сантиметров она считается одной из крупнейших многоножек, а ее яд достаточно силен, чтобы убить ребенка.
Исследователи ввели в третий сегмент тела сколопендры десять микролитров яда, полученного от представителя того же вида. В результате многоножку парализовало, однако спустя всего десять минут подвижность полностью к ней вернулась. Никаких долгосрочных последствий для ее организма зафиксировано не было.