Нина Шалимова рассказывает о феномене драматурга Островского

ForbesКультура

«Я умен, зол и завистлив»: почему пьесы Александра Островского востребованы сегодня

Нина Шалимова

«Гроза» А. Н. Островского. Спектакль Сургутского музыкально-драматического театра

До 16 апреля в Малом театре идет XIII театральный фестиваль «Островский в доме Островского». Театры из Минска, Санкт-Петербурга, Сургута и Барнаула показывают спектакли по пьесам драматурга, чей 200-летний юбилей отмечали 12 апреля. В России произведения Островского — по-прежнему одни из самых востребованных. Член жюри фестиваля, театровед и автор докторской диссертации по теме «Антропологические проблемы театра А. Н. Островского» Нина Шалимова рассказывает о феномене этого драматурга.

Сегодня может показаться, что тексты Островского — это какой-то незамысловатый или даже простоватый материал. Но публика на него идет, причем совершенно разная: не только простодушная, но и гораздо более искушенная. Продвинутые театралы, поклонники Чехова или, допустим, Булгакова получают от постановок Островского особую радость. Дело в том, что театральное мировоззрение Островского — далеко не элементарное и довольно лукавое. Я сама, например, люблю Макса Фриша и Теннесси Уильямса, драматургов, далеких от русского классика. Но если вдруг останусь без его пьес, без премьерных постановок Малого театра, где хорошо знают подход к Островскому, непременно затоскую.

Казалось бы, многие пьесы Островского заиграны «до дыр». Но каждый раз находится неожиданный поворот сюжета, и какое-то хрестоматийное место в пьесе вдруг начинает играть новыми красками. Такие открытия возможны как в традиционном театральном формате, так и при активной деконструкции текста у режиссеров совсем другой внутренней духовной структуры и других театральных пристрастий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении