«Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе
На двух московских площадках проходят выставки, посвященные 75-летнему юбилею фотографа Сергея Борисова. До 10 июля в галерее RuArts открыт проект «Реконструкция», где представлено более 50 снимков Борисова разных лет. Выставка в МАММ в рамках «Фотобиеннале-2022» продлится до конца июля и называется «Сказка о потерянном времени». Forbes Life поговорил с фотографом о свободе, андеграунде и чутье на тренды.
В портфолио Сергея Борисова есть и постеры для звезд эстрады, вроде Аллы Пугачевой и Юрия Антонова, и провокативные ню с девушками на фоне сталинских высоток. Он снимал портреты идолов андеграунда: Высоцкого, Цоя, Лимонова, Курехина. Ему позировали Джоанна Стингрей, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Свиблова и Леонид Бажанов — с шампанским на фоне Манежа на открытии первой Фотобиеннале в Москве.
В интервью Forbes Life Сергей Борисов рассказал о том, как ему удалось стать своим в мире богемы и андеграунда, о принцессе Диане, которой приглянулись его работы, и о значимости аукционных продаж для карьеры фотографа.
— Сергей Александрович, про вас говорят, что вы человек, остро чувствующий дух времени. Вы стремились к этому сознательно?
— Конечно, я не думал о духе времени, а просто фотографировал. Хотя отдельные предчувствия были. У меня есть снимок, на котором виден снятый в контражуре памятник «Рабочий и колхозница», а за ним на темном фоне — тающий след от самолета. Я назвал этот кадр «Закат». Шел всего лишь 1985 год, но я уже тогда что-то почувствовал.
В 1983 году, снимая рекламу для группы «Диалог», я уложил музыкантов в ряд на асфальт. А когда делал очередной дубль, какие-то люди выскочили из подворотни. Тогда я вдруг понял, что этот снимок — нечто большее, чем просто реклама. В шутку про себя сказал: «Кажись, шедевр получается». Но тогда про дух времени я еще не задумывался, а после «Заката» это словосочетание стало приходить мне на ум все чаще. Когда в 2003-м я снял «Рабочего и колхозницу» по пояс во время реставрации памятника, я почувствовал, что в этом снимке действительно отражен дух времени.
— Меняется ли со временем ваше восприятие собственных работ?
— Иногда, когда перебираю архив, такое происходит. Есть один хороший пример. Я, конечно, знал, что именно снимаю, но не понимал до конца всей значимости этой работы. Речь о снимке «Соседний переулок». На нем вдруг появляется какая-то девушка, рядом идет женщина с пакетом Marlboro, а в луже отражается купол храма Христа Спасителя. Почему-то этот снимок пролежал лет 20, с конца 1990-х годов, прежде чем я понял, насколько он хорош.