«Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении
Подростковая мелодрама Юлии Трофимовой «Страна Саша», премьера которой состоялась в феврале этого года в программе Generation 14plus Берлинского кинофестиваля, выходит в России. О том, как выпускнице Нью-Йоркской киноакадемии и Московской школы кино удалось снять честное кино о современных тинейджерах, рассказывает кинокритик Тимур Алиев.
В комнате, заполненной раскиданными тут и там вещами, лежит молодой человек. Это Саша (Марк Эйдельштейн), ему 17, и жизнь его катится куда-то не туда — так во всяком случае он сам считает. Куда именно нужно катиться, он и сам не знает, зато все вокруг уверены, что знают это за Сашу. Мама (Евгения Громова) в самом расцвете сил надеется найти спутника жизни, а пока этого не случилось, давит на сына и манипулирует им, чтобы тот определился, в какой вуз поступать.
Макса (Дмитрий Ендальцев), товарища по художественному цеху ( в свободное от учебы время Саша рисует вместе с ним граффити), кажется, в принципе, не очень заботит будущее его приятеля. Для персонажа Эйдельштейна Макс — какая-никакая, но фигура отца, поскольку настоящего, биологического папу он никогда в жизни не видел. С матерью Саша об отце не говорит: любые попытки затронуть эту тему заканчиваются в лучшем случае ссорой, в худшем — нервным срывом у обоих.
Хаос — лучшее определение того, что зритель видит в кадре. В комнате подростка бардак, олицетворяющей, как нетрудно догадаться, раздрай в его душе. Поступки Саши тоже лишены какой-либо логики и малейших зачатков здравого смысла. Четкости и стройности мышления герою не хватает в силу недостатка жизненного опыта, и это нормально: «Страна Саша» — вполне правдоподобная картина о современном тинейджере — без приукрашивания, но и без намеренного сгущения красок.