Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Текст Алексей Камерзанов

Каландула - второй по величине водопад Африки. Первый - Виктория, на границе Замбии и Зимбабве

Итак, как всегда, мы начали с ассоциаций. До пересечения нами границы Ангола в моём представлении была связана с постоянной борьбой за независимость: УНИТА, МПЛА-Партия труда, возбуждённые люди с «калашниковыми» и голос за кадром, сурово осуждающий мировой империализм. Ну и, само собой, ангольская народная песня «Володя» с саундтрека к пелевинскому роману «Священная книга оборотня». Бороться со стереотипами ой как непросто! Между тем война закончилась тридцать лет назад, и это давно уже не та Ангола, которую так активно поддерживал дорогой Леонид Ильич.

Ангольский агитпром
в деталях
копировал советский.
С учётом специфики
разумеется

Вообще за свою историю Ангола повидала немало войн и всевозможных колонизаторов. Первыми, ещё в XV веке, были португальцы, но потом инициативу у них перехватили голландцы. После португальцы вновь взяли эти земли под свой контроль, а в конце XIX века Португалия, Бельгия, Германия и Англия заключили соглашение, окончательно определившее современные границы Анголы. В 1975 году страна стала независимой, правда, особого счастья ей это не принесло. Началась гражданская война, в которой просоветская Партия труда противостояла прозападному УНИТА. СССР, разумеется, оказывал всестороннюю поддержку молодой независимости. В войну ввязались Конго, ЮАР и Куба. Битва при Квито-Кванавале в 1988 году стала переломной, и войска ЮАР покинули Анголу, хотя окончательно военные действия закончились только в 2002 году.

На юге Ангола граничит с Намибией (откуда мы въезжали). Страны разделяет река Кунене, текущая строго с Востока на Запад, где впадает в Атлантику. У нас был выбор: ехать как все нормальные путешественники по трассе EN110 до города Лубанго или пробираться по мелким, необозначенным на карте дорогам через национальный парк «Иона» и выйти на океанское побережье. Последний вариант манил своей непредсказуемостью, а мы обычно едем там, где за год проезжают считанные единицы искателей приключений.

Планы

Обычно в «Иону» попадают с севера, со стороны столицы Луанды, мы же двигались с юга. Вероятно, поэтому Google Maps сразу отказались нам помогать. На них изредка просматривались какие-то тропинки, но все они, как правило, неожиданно обрывались. Судя по немногочисленным отчётам, дороги в тех местах всё же были, правда, просёлочные и мало где обозначенные. В намибийском Людерице глава местного офф-роуд клуба, много путешествующий по Анголе, предупреждал нас:

- Вам нужны GPS-данные, потому что сложность тамошних дорог в том, что иногда их просто не видно. Достаточно пропустить поворот, и вы уже не сможете сориентироваться. Вот вам наш трек, самая главная часть.

Так что теперь мы были вооружены прописанным маршрутом. Очень хотелось пройти по самому берегу Атлантики, где песчаные дюны выходят к океану. Но для этого нужно чётко знать время прилива и отлива. Те, кто забывал об этом, не могли преодолеть 30-километровый участок шириной всего в несколько метров – их просто накрывало волнами. А иногда машины и вовсе тонули. Кроме того, европейцы писали, что южные районы довольно плотно заселены племенами химба, и это нужно учитывать. Хотя химба обычно и не проявляют агрессии, бывает всякое.

Племена химба очень дружелюбны. Мы тоже старались одарить всех, кого могли

На погранпереходе «Руакана» никого, кроме нас и пограничников. Парни скучают. Судя по всему, здесь проезжает всего несколько автомобилей в день. Сборы нужно оплатить в местной валюте, в ангольских кванзах, но обменника на границе нет. Ближайший в Лубанго, до которого почти тысяча километров. Нужно помнить, что в Анголе, как и во многих нестабильных экономиках, есть два курса: официальный и реальный. Официальный – около 400 кванз за доллар, реальный – около 600. С трудом мы уговорили взять намибийские доллары по официальному курсу, иначе просто не въехать. Но вот штампы проставлены, паспорта проверены – и мы в Анголе.

Жара и пустыня остались позади. Мы в тропиках на высоте 2000 метров. Из-за плотнейшего тумана пришлось остановиться и ждать, пока он немного рассеется

Ангольская глушь

Нас встречает грунтовка вполне приличного качества. Широкая и пустая. Всё не так плохо. Однако большая дорога скоро заканчивается, и трек ныряет в неприметную рощу. Сначала мы воспринимаем это как ошибку навигации, но нет, это как раз один из тех поворотов, о которых нас предупреждали в намибийском офф-роуд клубе. Без приборов его практически не обнаружить. На дороге повсюду пеньки от срубленных кустов. Рубили топором наискось, поэтому такая штука легко распорет шину. Буквально через мгновение рация оживает: «Ребята, тормозим, мы порвали покрышку». Только заехали – и минус колесо. Ремонт возможен только в Лубанго, до него по пути ничего не будет, а впереди длинный и очень непростой маршрут.

На дороге всё чаще появляются люди из племени химба. Одеты они в свои привычные одежды: женщины топлес, в бусах и юбках, а дети просто в набедренных повязках. Ах, какое это приятное зрелище после Эфиопии! Там наша поездка к якобы диким племенам мурси превратилась в сплошной фарс. Каждый «дикарь» понимал, что белому человеку нужно, поэтому все вокруг кричали: «Фото – файв бырр, видео – тэн бырр…» Бырр – это эфиопские деньги. В общем, ребята неплохо преуспели в коммерции.

Здесь же картина была совсем иной. Аборигены с опаской подходили к машинам и просто смотрели. Никто ничего не требовал и не говорил. Просто смотрели. По собственной воле мы раздавали детям ручки и тетрадки, а взрослым одежду, которую привезли специально. Было понятно, что белый человек здесь – настоящий эксклюзив.

Попадались и небольшие поселения химба. Сначала мы удивлялись: откуда у них такие аккуратные строения и новые ручные водокачки? Оказалось, всё это строилось в рамках программы Евросоюза, поэтому и выглядело хорошо. Кстати, воде из колонки мы были очень рады – в таких условиях её много не бывает. Весь день на термометре больше + 40 градусов, но к пяти вечера на всех трёх машинах появляется рекордная цифра – +50˚C! Но воздух довольно сухой, и мы уже адаптировались к жаре. Для полноценной работы кондиционера нужно, чтобы машина двигалась. Если остановиться хотя бы на пару минут, в салоне становится жарко.

Национальный парк "Иона". Вот так выглядит стирка на горячих источниках.

Мы постоянно пересекаем русла высохших рек, и судя по высоте берегов, в сезон дождей тут несладко – поток метровый глубины легко утащит за собой любой внедорожник. А сейчас тишину нарушают только скрип камней, по которым мы карабкаемся, да хруст сухих веток, оказавшихся на пути. Пейзаж крайне однообразен. За первый день наша команда преодолела 200 км, за второй – 150. Это с учётом того, что вставали мы в шесть утра, стартовали в восемь и ехали до заката. Причём к концу дня и водителей, и пассажиров изрядно мутило: вверх-вниз, вправо-влево, карабкаемся по камням... И всё повторяется снова и снова. Лагерь надо было ставить быстро, потому что солнце в этих краях падает за горизонт в мгновение ока. Иногда недалеко от палаток можно было обнаружить скорпионов, которых, последний раз, я видел в Средней Азии. Приходилось тщательно закрывать наши походные жилища, тем более что тут водятся не только скорпионы, но и змеи. В кустах появлялись химба, в основном подростки и женщины. Они смотрели на нас издалека, не рискуя подходить ближе сотни метров. На их лицах блуждали улыбки, и они увлечённо обсуждали наше появление. Осмотрев на одной из стоянок свой Hilux, я обнаружил, что выхлопная труба проржавела и отвалилась по сварному шву. Надо будет заварить в первом большом городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дроны в погоне за картой Дроны в погоне за картой

Человечество до сих пор не составило полную карту своей собственной планеты

Популярная механика
Ученые нашли два новых вида пилоносых акул Ученые нашли два новых вида пилоносых акул

Пилоносые акулы находятся под угрозой из-за рыбного промысла

N+1
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
Ловушка расхламления: черная сторона «Магической уборки» Ловушка расхламления: черная сторона «Магической уборки»

В интернете до сих пор невероятно популярны блоги и курсы по расхламлению

Yoga Journal
Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах

Эти события реально произошли в августе 2017 года

4x4 Club
Какие подарки ждет от тебя девушка на разные праздники Какие подарки ждет от тебя девушка на разные праздники

Думаешь, подарок на 8 Марта — это то же, что подарок на День рождения?

Maxim
УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку

Как показал себя в реальной эксплуатации автоматизированный УАЗ «Патриот»

4x4 Club
Кроссоверы на больших колёсах Кроссоверы на больших колёсах

Кроссоверы стремятся выглядеть модными и стремительными

4x4 Club
Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер» Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер»

Suzuki SX4 Tabi – хороший звук, приятный салон и отличный мотор

4x4 Club
По уходу за ребенком По уходу за ребенком

Косметические бренды предлагают детям такой же широкий выбор, как и мамам

Vogue
Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne

Стоит ли сейчас покупать Porse Cayenne?

4x4 Club
Чувствуйте себя как дома Чувствуйте себя как дома

Свою студию дизайнер Борис Дмитриев превратил в квартиру

AD
Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы

Цифровой код автомобилей СССР, за которым скрываются параметры машины

Популярная механика
«Город-призрак»: Bloomberg рассказал о жизни элиты в опустевшем Нью-Йорке «Город-призрак»: Bloomberg рассказал о жизни элиты в опустевшем Нью-Йорке

Люди, не покинувшие престижные районы Нью-Йорка, оказались в пустых домах

Forbes
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Вредные советы. Как владельцу сицилийского бара угодить своим клиентам Вредные советы. Как владельцу сицилийского бара угодить своим клиентам

Владелец пляжного бара ведет рассказ об особенностях национального бизнеса

Forbes
О «Русском Prado», конкуренции с китайцами и закате эры автомобилей О «Русском Prado», конкуренции с китайцами и закате эры автомобилей

Интервью с руководителем «Соллерс Инжиниринг» Юрием Алексаковым

4x4 Club
Как и с кем живут бывшие мужья Аллы Пугачевой Как и с кем живут бывшие мужья Аллы Пугачевой

За плечами российской Примадонны 5 браков и 2 венчания

Cosmopolitan
Обыкновенный фашизм: каким получился «Заговор против Америки» — антиутопия про США, ставшие союзниками Третьего рейха Обыкновенный фашизм: каким получился «Заговор против Америки» — антиутопия про США, ставшие союзниками Третьего рейха

На HBO и Amediateka выходит новый проект Дэвида Саймона

Esquire
Раз плюнуть! Раз плюнуть!

О чем уже сегодня можно узнать, плюнув в пробирку

Playboy
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Маслом не испортишь Маслом не испортишь

Косметическое масло может стать настоящей палочкой-выручалочкой в уходе за лицом

Худеем правильно
Ричард Престон: Эпидемия. Отрывок из книги Ричард Престон: Эпидемия. Отрывок из книги

Автор рассказывает, что пережили люди, изучающие вирус Эбола

СНОБ
Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью

Судя по всему, эта корреляция работает для обоих полов

N+1
«Великий файрволл»: как Китай создает и экспортирует методы контроля над интернетом «Великий файрволл»: как Китай создает и экспортирует методы контроля над интернетом

Отрывок из книги Джеймса Гриффитса: как действует ручное управление в интернете

Forbes
Наркотики и перестрелки: от чего так рано умерли Lil Peep, Тупак и другие рэперы Наркотики и перестрелки: от чего так рано умерли Lil Peep, Тупак и другие рэперы

Собрали истории рэперов, которые покинули этот мир слишком рано

Cosmopolitan
«Временная заплатка, которая вызовет шквал банкротств»: что значат для малого бизнеса меры поддержки от Путина «Временная заплатка, которая вызовет шквал банкротств»: что значат для малого бизнеса меры поддержки от Путина

Forbes узнал у экспертов, почему озвученных президентом мер поддержки не хватит

Forbes
10 лучших розыгрышей XX века 10 лучших розыгрышей XX века

Розыгрыши, которые вошли в историю

Maxim
Куда сбежать из города на праздники: Люксембург за 3 дня Куда сбежать из города на праздники: Люксембург за 3 дня

В программе — старинные замки, современное искусство и блошиные рынки

РБК
В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая

Дистанционное обучение звучит круто пока у учеников есть необходимая техника

Популярная механика
Открыть в приложении