20 навыков продуктивного лентяя
Если нельзя совсем избежать работы, остается научиться делать ее как можно быстрее и лучше!
Обычные граждане добросовестно делают свою работу и не ропщут. Лентяи отлынивают от работы. Умные лентяи ищут способ оптимизировать работу. Именно они двигают прогресс, именно они создали науку о продуктивности труда. Эти двадцать хитростей помогут съежить работу, будь то обязаловка в офисе или вдохновенный труд на дому. Что делать с уймой освободившегося времени — повкалывать еще немного или с чистой совестью ковырять в носу, — решать тебе.
Влюбляйся
Антрополог Ратгерского университета Хелен Фишер, потратившая много лет на анализ томограмм мозга влюбленных, обнаружила, что часть среднего мозга, отвечающая за поощрения и производство гормона радости дофамина, активизируется во время влюбленности. Это чувство дарит нам энергию, сосредоточенность и мотивацию, помогающую добиться высочайших результатов. Влюбившись в коллегу или, например, в жену (в жизни всякое бывает), ты захочешь произвести на нее впечатление своими успехами, почувствуешь прилив сил. Поэты называют это вдохновением, прозаики — повышением эффективности труда.
Окружи себя вещами красного и синего цвета
Группа ученых из Университета Британской Колумбии пришла к выводу, что красный и синий цвета стимулируют работу головного мозга. Как показали исследования, красный цвет помогает концентрироваться на деталях и запоминать имеющие значение мелочи, а синий способствует полету фантазии и творческому мышлению. Исследователи уверены: обычный кусок красного картона, стоящий возле монитора, увеличивает концентрацию внимания почти на треть, точно такой же синий кусок ведет человека к творческим вершинам. Страшно подумать, к каким высотам продуктивности может привести красно-синяя эмблема ЦСКА размером метр на метр!
Отключи оповещения электронной почты
Исследователи из Университета Глазго считают, что оповещения снижают работоспособность, мешают концентрации и сбивают с рабочего ритма. Вполне достаточно заглядывать в почту раз в час. Отключи уведомления в настройках всех своих почтовых программ и ставь рекорды самоорганизации.
Надевай наушники, когда работаешь за компьютером
По данным психологов из Корнелльского университета, вопросы и болтовня коллег заставляют твои надпочечники вырабатывать адреналин и служат дополнительным источником стресса на работе. Чтобы оградить себя от назойливого общения и сконцентрироваться на рабочих задачах, надевай наушники всякий раз, когда садишься за компьютер. Это остановит жаждущих общения коллег и ясно покажет им, что ты занят чем-то очень важным. Музыку или тишину в наушники добавь по вкусу.
Откажись от многозадачности
Хваленая способность делать несколько дел одновременно только выглядит эффективной. В этом случае страдает каждое из дел. Стэнфордский профессор социологии и коммуникации Клиффорд Насс предупреждает: многозадачность отрицательно влияет на нашу способность мыслить логически и принимать верные решения. Секретарша может одновременно полировать ногти, говорить по телефону и читать гороскоп, но, когда речь идет о более интеллектуальной нагрузке, путаница неизбежна. Лучше концентрироваться на конкретной задаче и не отвлекаться, пока не закончишь.
Дроби работу
Устрашающе объемные задания часто вызывают у нас панику. Но стоит лишь разбить одну большую задачу на множество мелких, как все происходит само собой. Вновь процитируем китайских мудрецов: дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Наверняка подвиг троекратного переписывания женой Толстого «Войны и мира» выглядел для нее не таким эпическим, если она делала в день две главы.
Делай перерывы правильно
Когда ты учился в школе, короткие перерывы с помощью электромеханического звонка устраивала для тебя уборщица служебных помещений. Делала она это не просто так: мозг обычного человека способен эффективно перерабатывать информацию, концентрируясь на одной задаче, около 40 минут, потом мозгу нужен кратковременный отдых.
Профессор психологии Иллинойского университета Алехандро Лерас утверждает, что перерывы особенно необходимы, если мы долго решаем какую-то одну проблему. В таких случаях непродолжительная смена деятельности помогает нам сохранить фокус и ясность ума. Кроме того, ученые уверяют, что переключение режимов работы мозга может привести к внезапным озарениям.
Главное, чтобы расслабляющий кратковременный перерыв не засосал тебя полностью, превратившись в черную дыру прямо посреди рабочего дня. Избежать такого трагического поворота можно с помощью техник управления рабочим временем. Их очень много. Вот некоторые из них: метод помидора от Франческо Чирилло (работаешь 25 минут, 5 минут отдыхаешь), техника 52–17 (работаешь 52 минуты, отдыхаешь — 17), метод ультрадианных ритмов Натана Клайтмана (непрерывно работаешь 90 минут, а затем перерыв на 20 минут). Наша любимая техника — «подготовка к экзамену»: три дня отдыхаешь, потом все делаешь за одну ночь. Вроде бы не имеет научной базы, но тоже работает!