11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Первому полету импортозамещенного (ну, почти) Superjet-100 посвящается!
Первый полет новой версии Superjet-100 (SJ-100) состоялся 29 августа. Это русифицированная версия типа, известного как SSJ100. Создание версии с импортозамещенными системами и агрегатами началось пять лет назад и еще не завершено: пока самолет взлетел с двигателями SaM-146 российско-французского совместного предприятия PowerJet. Предназначенные для их замены полностью российские ПД-8 еще проходят испытания на стендах и самолете-лаборатории. Но концу 2023 года их должны поставить на SJ-100 и начать его сертификационные испытания. В следующем году планируется начало серийного производства обновленного самолета.
11 дат в истории SJ-100
20 лет назад, 12 марта 2003 года, были объявлены результаты конкурса Росавиакосмоса по созданию регионального самолета. Победителем стал совместный проект «Сухого», «Ильюшина» и «Яковлева» — Russian Regional Jet (RRJ). Он включал три модели: RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95. Цифры означали примерное число мест в каждой версии. Ему проиграли Ту-414 и М-60-70 опытно-промышленного завода им. Мясищева.
По итогам тендера компания «Гражданские самолеты Сухого», образованная специально для создания RRJ, получила от государства эквивалент 120 миллионов долларов на продолжение разработки. Полная стоимость проекта оценивалась в 600 миллионов долларов, и остальные деньги надо было искать на стороне.
Проект изначально был задуман как международный с использованием импортных комплектующих. Во-первых, в России тогда многое не производили; во-вторых, использование продукции известных поставщиков ускоряло и упрощало процесс сертификации. А новый самолет планировали продавать за рубежом — одного российского рынка было недостаточно, чтобы окупить затраты.
На первых этапах был привлечен даже Boeing, но его роль ограничилась консалтингом. Также считается, что сотрудничество с одним из ведущих авиапроизводителей мира придавала проекту вес на рынке. Точно известно, что название Russian Regional Jet предложил исполнительный директор Boeing Фил Кондит, и даже известна дата, когда это произошло: 13 апреля 2001 года, пятница.
В 2006 году по настоянию французских и итальянских партнеров его переименовали в Sukhoi Superjet. Название «Сухой» в мире известно довольно хорошо, хотя и благодаря совсем не пассажирским самолетам.
19 лет назад, в июле 2004 года, начало работу совместное предприятие PowerJet, созданное для производства двигателя SaM-146 для RRJ. Французская Snecma разработала и производила «горячую» часть (грубо говоря, ту, где происходит сгорание топлива и преобразование энергии в механическую энергию вращения), систему управления и некоторые другие элементы, а также общую сборку. НПО «Сатурн» отвечала за турбину низкого давления и вентилятор.
Вскоре оба участника СП сменили название и статус: Snecma в 2005 году объединилась с Sagem и образовала Safran, а «Сатурн» в 2008-м вошел в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
В 2008 году двигатель был готов, начались его испытания. В 2010 году они завершились, и двигатель получил европейский сертификат.
В первые годы SaM-146 показал себя не очень надежным: при расчетном сроке службы 8000 часов он часто выходил из строя уже после 4000 часов, а то и после 2000. Проблемы, как правило, были именно в «горячей» части. Это приводило к простою самолетов. Окончательно Safran решила эту проблему к 2019 году.