10 недооцененных советских фильмов
54 года назад вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» об учителе, переживающем кризис среднего возраста, в октябре 65 лет исполнится военной драме «Летят журавли», а в прошлом году мы вспоминали сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» по случаю 35-летнего юбилея последней серии. Эти и многие другие произведения советского кинематографа широко известны и любимы многими, но существует немало достойных картин, до сих пор не признанных, оставшихся в тени. Кинокритик Кирилл Горячок рассказывает о десяти из них.
«Гармонь» (1934)
Режиссер: Игорь Савченко
Деревенский гармонист Тимофей Дудин (Петр Савин) по стечению обстоятельств занимает ответственный пост секретаря комсомольской организации в своей деревне. Гармонь придется отложить, ведь в деревне орудуют кулаки. Однако справиться с классовым врагом может помочь только музыка.
Типичная для начала 1930-х годов история о коллективизации и борьбе с кулаками у режиссера Игоря Савченко приобретает неожиданные черты и развязку. «Гармонь» предлагает альтернативный, по-своему гуманистический вариант диалога с «врагами народа». Вместо репрессий — танцы, вместо оружия — гармонь. Савченко показывает коллективизацию с человеческим лицом, и актер Петр Савин играет добродушного и сочувствующего секретаря комсомола, который примиряет непримиримое в советском обществе при помощи музыки. «Гармонь» и сегодня выглядит как уникальное свидетельство времени, а энтузиазм героя совсем не кажется фальшивым, как во многих других фильмах сталинского периода.
«Неотправленное письмо» (1959)
Режиссер: Михаил Калатозов
Отряд геологов отправляется в исследовательскую экспедицию по сибирской тайге. Проходят месяцы безрезультатных поисков алмазной породы. В счастливый момент, когда Татьяна (Татьяна Самойлова) наконец обнаруживает ее признаки, в лесу начинается страшный пожар. Огонь отрезает путь геологов к эвакуации, связь теряется, остается полагаться лишь на себя.
«Неотправленное письмо» поставили те же люди, что и великий фильм «Летят журавли». Конечно, история о выживании геологов в охваченной пожаром тайге осталась в тени военной драмы, перевернувшей мировой кинематограф. Однако «Неотправленное письмо» смотрится не хуже. В нем и сегодня завораживают пролеты камеры над горящими деревьями, снятые Сергеем Урусевским, а также подлинно голливудский саспенс. Сюжет о борьбе человека со стихией приобретает здесь форму притчи, а великолепные работы актерского трио (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова и Василий Ливанов) создают атмосферу философской драмы посреди диких сибирских пейзажей.
«Планета бурь» (1961)
Режиссер: Павел Клушанцев
Советские и американские космонавты летят на Венеру с исследовательской миссией. На неизвестной планете они обнаруживают хищных существ, похожих на динозавров. Высадившихся ученых защищает робот Джон, но постоянные атаки чудовищ сильно усложняют возвращение домой, на Землю.
Культовая советская фантастика «Планета бурь» по-прежнему больше известна на Западе, чем в России. Еще в 1960-е годы фильм попал в американский прокат и поразил режиссера и продюсера малобюджетных хорроров Роджера Кормана. «Планету бурь» перемонтировали и выпускали под разными названиями, но даже в таком виде она повлияла на целое поколение кинематографистов Голливуда, в частности на Джорджа Лукаса, создателя «Звездных войн». Фильм Павла Клушанцева сегодня интересно смотреть не только ради передовых для своего времени спецэффектов. Это красивый памятник эпохе космических открытий, полный энтузиазма первооткрывательства, надежды на то, что человечество совсем скоро объединится и освоит новые космические пространства.