10 грязных приемов в истории рекламы
Современная реклама — просто кладезь нравственности и чистоты. По сравнению с той, что была раньше, разумеется.
Джойс Хейт, 161-летняя женщина
Финеаса Барнума называли королем надувательства, именно ему приписывают фразу «Каждую минуту рождается простак». Чего стоит только тот факт, что карьеру он начал с того, что в 1835 году купил парализованную старуху-негритянку и стал ездить с ней по стране, демонстрируя всем желающим (за плату, разумеется).
Легенда гласила, что женщине 161 год и что она няня самого Джорджа Вашингтона. Когда через полгода женщина умерла, Барнум устроил из ее вскрытия целое представление. По ходу действия оказалось, что Джойс не 161 год, а 80. Но и это не смутило предприимчивого шоумена. Спустя недолгое время он вновь возник на горизонте, демонстрируя забальзамированное тело Джойс как «человекоподобного робота».
«Обезьяний процесс»
В 1925 году в Теннесси (США) был принят Акт Батлера — закон, запрещающий преподавать в школах любое учение, которое отрицало бы божественное происхождение человека (то есть, по сути, любое, кроме библейского). Громкое судебное дело над учителем Джоном Скоупсом, осмелившимся нарушить Акт Батлера, стало вехой в истории битвы между эволюцией и религией, но помимо этого оно стало и одной из самых громких рекламных кампаний ХХ века.
Предыстория такова. Когда Акт Батлера был опубликован, американский Союз гражданских свобод решил найти учителя, который бы, что называется, бросил вызов системе. Местные лидеры в небольшом (забытом и богом, и эволюцией) городишке Дейтон поняли, что это их шанс. Тогда еще не существовало выражения «Черный пиар тоже пиар», но именно этим постулатом и воспользовались отцы города. И действительно, судебное разбирательство привлекло к Дейтону общенациональное внимание.
Джон Скоупс, согласившийся стать великомучеником во имя прогресса, даже не был учителем биологии. Он преподавал физику и математику, а для того, чтобы провести самый скандальный урок в своей жизни, просто прочел главу в соответствующей литературе. И это сработало! Он был тотчас же арестован, а Дейтон стал готовиться к суду. Чаттануга, более крупный город Теннесси, предложил перенести процесс к ним, опасаясь, что маленький Дейтон (в нем проживало всего 2500 жителей) не сможет вместить всех желающих присутствовать. Но граждане Дейтона вышли на массовый пикет.