«Вирус загнал нас в подвал, как героев фильма «Паразиты»: женщины о том, как делать кино в разгар эпидемии
Наталья Мещанинова, Дарья Жук, Любовь Мульменко, Ситора Алиева и другие успешные женщины из разных областей киноиндустрии рассказали Forbes Woman, как пандемия нарушила их планы, но не смогла остановить творчество
Номинированный на «Оскар» режиссер и востребованный сценарист, программный директор «Кинотавра» и известная актриса, генеральный директор «Амедиа Продакшн» и художник-постановщик, гендиректор онлайн-кинотеатра и именитый продюсер — эти женщины работают на разных этапах кинопроизводства и вместе делают киноидустрию России и СНГ такой, какая она есть сегодня. Пандемия поставила их всех в равные условия и заставила решать вопросы, от которых зависит не только их собственное карьерное будущее, но и то, что мы увидим экранах, когда снова вернемся в кинотеатры.
Чем сейчас занимаются режиссеры? Что происходит с уже запущенными в производство проектами? Состоится ли главный российский кинофестиваль? Наступил ли настоящий звездный час онлайн-кинотеатров? Как выглядит online-премьера фильма и можно ли после нее устроить вечеринку? Кинообозреватель Юлия Шампорова узнала ответы на эти — и не только эти — вопросы.
Наталия Мещанинова, сценарист и режиссер («Аритмия», «Война Анны», «Шторм», «Сердце мира»)
Из-за пандемии у меня за два дня до старта заморозились съемки сериала для онлайн-платформы. На этом проекте я выступала как соавтор сценария и режиссер. В связи с заморозкой есть опасения, что мы потеряем некоторых актеров и будем вынуждены делать дополнительный кастинг. Но в целом мы полностью готовы к съемкам и планируем возобновить производство, как только будет возможно.
На данный момент группа от проекта, конечно, откреплена, все зарплаты выплатили за подготовительный период. Дальше никто никаких денег не получает. Я тоже — выплаты моего гонорара за съемки приостановлены до их возобновления.
Сейчас все кинулись писать на будущее. Раз съемок нет, то можно как раз заняться разработкой, поэтому я не сижу без работы. У меня сейчас есть три параллельных проекта (два полных метра и сериал для онлайн-кинотеатра Start), поэтому моя жизнь особенно не изменилась — я продолжаю много работать. Просто из дома выходить перестала. Работать мне работать не мешают, я сижу в отдельном кабинете и семья в курсе, что это наш единственный заработок, поэтому когда я работаю — это святое! Мой муж — актер и все его проекты отменились. Он остался без заработка.
Пока в отрасли, насколько я могу судить, все находятся в растерянности и подвешенном состоянии. К лету к запуску готовилась огромное количество проектов. Всем пришлось остановится. Многие студии сократили сотрудникам зарплату. Судя по моим знакомым, сокращение зарплат не касается пока только авторов.
Что будет, когда пандемия закончится? Все резко начнут снимать, но, может, какие-то проекты и закроются или перенесутся на следующий год. В том-то и засада, что никто ничего не знает и не понимает. Все ждут.
Дарья Жук, режиссер («Хрусталь» — фильм был выдвинут на премию «Оскар» от Беларуси, «Содержанки», 2 сезон)
Пандемия не разрушила мои многочисленные проекты, а скорее, их оттянула. Я сейчас в процессе девелопмента новых сценариев с несколькими сценаристами. Я была бы на этом этапе и без карантина, так что в принципе творческий процесс идет по плану, просто гораздо медленнее, чем обычно. Как во сне.
Я постоянно живу в Нью-Йорке. До начала карантина я планировала покорять новый рынок, и мой агент начинал искать продюсера на новый проект. Но на данный момент кажется, что покорять Америку придется не в этом году.
Я не большой фанат формата screenlife, и поэтому другие проекты, которые запустятся после девелопмента, когда мы придем к «новой норме» в мире, я надеюсь снимать в традиционной системе координат с каким-то дополнительным тестированием здоровья группы. Возможно, придется нанимать переболевших.
Один из моих фестивалей Series Mania был переведен в онлайн-формат: наверняка, я потеряла дополнительные связи и возможности, так как не познакомилась с новыми продюсерами на вечеринках вживую. Я также потеряла возможность побывать на двух фестивалях в жюри, в Миннеаполисе и в Висбадене. Один фестиваль отменен, другой проводится онлайн. В связи с обстановкой, здесь, в Нью-Йорке, фильмы делают онлайн-премьеры и VoD — релизы (Video on Demand — видео по требованию, — Forbes Woman). В качестве примера можно привести два проекта: «Never Rarely Sometimes Always» и фильм «Porno», премьеры которых состоялись онлайн.
Ольга Юрасова, художник-постановщик («Айка», «Куратор», «Комбинат «Надежда»)
В моих планах был небольшой отдых после длинного кинозабега без перерывов динною в год. А дальше — снова погружение в экспедицию, подготовку и съемку. Но пандемия внесла коррективы. Все запланированные проекты отодвинулись на неопределенное время.
Один из таких проектов — дебютный фильм молодого украинского режиссера с международной командой. С января у нас уже началась сессионная подготовка малой группой: несколько экспедиций для выбора натуры и объектов, творческая сессия по художественной разработке. Дальше была запланирована работа с мая, а сами съемки — с конца сентября по январь. Так что пока даже нельзя сказать, что проект заморожен, но становится очевидно, что с мая ничего не начнется. Тогда видимо, продюсеры и будут решать, как быть дальше, потому что для этого фильма необходимо построить и подготовить большое количество объектов, декораций и три сотни костюмов, что требует времени.
Отменились так же подготовка и съемка тизера к другому полнометражному фильму, запланированная на середину апреля.
Какая-то работа, у меня, как у художника-постановщика, в stand by все же идет, но ее сложно назвать интенсивной: это разработка эскизов, сбор и изучение информации. На данный момент группа не прикреплена, поскольку работаем мы по этапам-сессиям, которые в свою очередь имеют перерывы, а прикреплялись мы на каждый из таких этапов отдельно. Но тем не менее основная команда на низком старте.
Из оплачиваемой работы, которую можно делать, не выходя из дома, остались заказы на иллюстрацию, что тоже радует, потому что смена деятельности, пусть не кардинальная, всегда вдохновляет и придает много сил. Сейчас самое время много рисовать, читать и смотреть кино, чем я и занимаюсь. Моя самоизоляция проходит по большей части в Тарусе, где мы с мужем недавно построили дом среди берез и лип. В доме нужно заниматься отделкой, и теперь появилось время сделать ее своими силами. Остается только ждать, когда жизнь более или менее войдет в свое русло, а пока надо беречь своих близких и себя.