Следование выигрышной стратегии оказалось необязательным при принятии решений
Люди правильно определяют стратегию принятия успешного решения даже в случае, когда задание этого не предполагает, а исход является исключительно вероятностным, но не всегда ей пользуются. Это выяснили американские ученые: они провели эксперимент, в котором участникам необходимо было выбрать выигрышную опцию, опираясь на определенный паттерн, либо на неизвестную им вероятность исхода. И в том, и в другом случае участники могли выучить успешную комбинацию, основывая свою стратегию на изменениях среды, но при вероятностном событии все равно ей не пользовались, так как это не обеспечивало больший выигрыш и было, по сути, бесполезно, пишут ученые в Nature Communications.
Любые решения, которые человек принимает в определенной среде, обусловлены двумя факторами. Первый тип факторов называется нисходящими (top-down) — в них входит вся известная заранее информация, а второй — восходящими (bottom-up), и он определяется дополнительными данными, которые могут повлиять на принятие решения в моменте. По сути, принятие решений подразумевает противостояние этих факторов: можно ориентироваться на уже известную информацию, которая обеспечит исход с определенной вероятностью, а можно эту вероятность предсказать с учетом новых данных.
Не всегда понятно, какой из вариантов лучше. С одной стороны, игнорировать новую информацию в среде в действительности может быть неэффективно, но с другой — уже известный и много раз пройденный путь к решению может оказаться единственно верным. Изучить принятие решение в такой ситуации подробнее решили Аркадий Коновалов (Arkady Konovalov) и Ян Крайбих (Ian Krajbich) из Университета штата Огайо. Для этого они использовали экспериментальную парадигму, в которой показателем решения участника и его уверенности в нем служит передвижение и положение компьютерной мыши.
Участникам (всего их было 57) на экране показывали изображение двух фракталов, из которых надо было выбрать один. После этого с разной вероятностью появлялось другое изображение, но не сразу: для этого необходимо было переместить курсор в нижнюю часть экрана, а затем — нажать мышкой на появившееся изображение. После этого появлялась сумма выигрыша (она определяла финальное денежное вознаграждение, которое получат участники). Вероятность появления того или иного фрактала была определена заранее, но для участников была неизвестной и случайной, поэтому никакого паттерна, который можно было бы выучить для того, чтобы получить максимальное вознаграждение, не было.