Жоржу Браку — 130 лет. Как понимать работы одного из основоположников кубизма?
Жорж Брак — художник, который на пару с Пабло Пикассо возглавил локомотив первой волны авангарда в европейской живописи. Его кубистским работам обязано все современное искусство: от кубофутуризма до абстрактного экспрессионизма, но при этом Брак оставался в тени своего друга и напарника Пикассо. Мы решили восстановить справедливость и рассказать о пионере аналитического кубизма и коллажной техники. По просьбе «Правил жизни» кинокритик Роман Волынский вспоминает ключевые этапы творчества художника и объясняет, как «читать» малопонятные картины кубистского периода.
Ранний Жорж Брак ориентировался на фовистов: в первую очередь — на Анри Матисса и Андре Дерена, на их работу с экспрессией цвета и нарочитую «неправильность» живописных мазков. Пленэрные работы с изображением портов Антверпена, которые Брак создал в совместном летнем путешествии с земляком из Гавра, Отоном Фриезом, и брызжущие средиземноморской красочностью пейзажи Эстака тепло приняли на парижской выставке «Салон независимых» в 1906 году. Однако уже в 1907 году после большой выставки Поля Сезанна, на которой Брак понимает, как можно разложить композицию на простые геометрические формы, он пересматривает свое отношение к фовизму. И тем же летом отправляется по следам Сезанна вновь в Эстак — а возвращается с работами, от которых веет духом нового революционного движения в искусстве.
Собственный стиль Брак нащупал, конечно, не только под влиянием Сезанна. Авангардный поэт и художественный критик (в дальнейшем один из самых убежденных апологетов кубизма) Гийом Аполлинер познакомил Брака с Пикассо, который недавно переехал в Париж из Испании, но уже успел написать свою важнейшую работу — «Авиньонских девиц». Художники встретились в мастерской, где Брак впервые увидел «Девиц» и воскликнул: «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину!» С этого момента начался творческий союз или, как сказал сам Брак, «восхождение двух альпинистов в связке».
В 1908 году, вернувшись из летней поездки, Брак представляет эстакские работы отборочной комиссии для галереи известного коллекционера Даниэля-Анри Канвейлера. Но картины отвергают, чуть ли не высмеивая. Известную пренебрежительную фразу тогда обронил член комиссии Анри Матисс: «Брак прислал картину, сплошь состоящую из кубиков». Так пейзажи Эстака стали краеугольным камнем в строительстве кубизма и всего модернистского искусства; именно в этих работах впервые проявилось противостояние Брака традиционным живописным практикам «правильного» воспроизведения природы.
Взглянем на «Дома в Эстаке». Казалось бы, перед нами пейзаж, но где типичная для жанра световоздушная перспектива, которая уводила бы наш взор в глубину рисунка? Нет ни неба, ни горизонта. В этой работе Брак полностью отступает от эстетики фовизма и переходит к нагромождению геометрических форм (массивы домов), которые словно норовят свалиться на передний план картины. Эволюция в работе с цветом особенно заметна в другой работе Брака — «Виадук в Эстаке». Художник перестал раскрывать потенциал цветовой палитры, сосредоточившись на зеленовато-охристых оттенках.