В германских землях находилось маленькое царство, где правили только женщины

Знание – силаИстория

Принцессы княжества Торн: монахини или амазонки?

Елена Данченко

Давным-давно в германских землях находилось маленькое независимое царство‑государство, где правили только женщины…

Мы и не узнали бы о нем, если бы год назад к нам не пожаловали гости из Гааги. За обедом они высказали пожелание посетить выставку «Забытые принцессы Торна», организованную центральным музеем Лимбурга в городе Венло.

– Конечно, съездим, – отозвался мой гостеприимный муж. Назавтра гости с мужем покатили в музей.

Компания вернулась в восторге от выставки: «Это стоило наших усилий!» – восклицали они на голландский манер, а на мой вопрос: «Кто же такие эти принцессы?» – ответили: «Мы и сами не совсем поняли. Монахини или амазонки…». Через пару дней гости уехали, а мне захотелось посмотреть выставку и городок Торн в придачу. На выставку я не попала – мы вскоре уехали в другую страну, а в Торне мы побывали, и это безусловно «стоило наших усилий».

Миниатюрное княжество Торн находилось на границе Германии, Бельгии и Нидерландов и было совершенно автономным. Сейчас от него остался мини-город, носящий свое историческое имя и прозвище «Белый городок» (Witte stadje). Он – уже в королевстве Нидерланды.

История Торна гласит: до X века здесь были болота возле крупной римской дороги между Маастрихтом и Неймегеном. Болота со временем осушили, и в X веке основали здесь женский монастырь. Подробности его возникновения неясны, но принято считать, что его основали граф и одновременно епископ из Утрехта Ансфрид и его жена Хилсондис в 972 году. Их дочь Бенедикта стала первой настоятельницей монастыря. Церковь аббатства в романском стиле была построена в 992 году. В общину входили только представительницы высшей знати – женщины из аристократических семей. Вероятно, Торнский монастырь изначально принадлежал ордену бенедиктинцев, но с XIII века стал превращаться в свободную организацию (Damen stift) светских канонисс. С этого времени монахини не жили сообща, у каждой был дом по соседству с церковью, хотя они по-прежнему должны были ночевать в общей спальне в здании аббатства. В 1310 году они обратились с петицией к Папе Римскому с просьбой разрешить им снять черную верхнюю одежду, напоминающую об обычном монашеском прошлом, на что они впервые получили разрешение в 1497 году. С тех пор канониссам Торна не требовалось принимать монашеские обеты, и им разрешалось владеть личной собственностью. Благородные дамы вели обычную, хотя и роскошную и несколько уединенную жизнь. И лишь посещая мессу, они должны были надевать монашескую одежду для хора.

Адольф Нассауский

Императорский статус аббатства подтвердил в 1292 году германский король Адольф Нассауский. При императоре Максимилиане I аббатство находилось под особым императорским покровительством. В имперском регистрационном журнале Вормса аббатство было записано как «райхсунмиттельбаркайт» (Reichsunmittelbarkeit) – «имперская непосредственность». Это, по сути, – привилегированный конституционный и политический статус, основанный на немецком феодальном праве, в соответствии с которым имперские владения Священной Римской империи: имперские города, княжества-епископства, светские княжества (и отдельные лица, скажем, имперские рыцари), были объявлены свободными от местных властей и помещены под непосредственную власть императора Священной Римской империи, а затем институтов империи, таких как Сейм (Рейхстаг), Имперская палата правосудия и Городской совет. Аббатство Торна было членом Нижнего Рейнско-Вестфальского круга и Рейнской коллегии имперских прелатов.

Император Максимилиан I

В XVII веке губернаторство испанских Нидерландов попыталось ограничить имперскую непосредственность, чему настоятельницы успешно сопротивлялись. В XVIII веке они носили уже титул принцесс. Несколько настоятельниц одновременно возглавляли аббатство города Эссен.

До сих пор нет серьезных исследований о жизни канонисс Торна в ранний период. Торн не вписался ни в одну национальную историю, – несмотря на всю интернационализацию, она была и остается формой, в которую веками отливалось прошлое. Будучи независимой территорией в составе Германской империи, Торн не принадлежал Австрийским Нидерландам, предшественнику бельгийского государства. Французы вторглись в Торн в 1794 году, мини-государство было молчаливо включено в состав революционной Франции 1 октября 1795 года, и связь его с Германской империей была потеряна. Современные немецкие историки по понятным причинам с осторожностью относятся к истории территорий, бывших когда-то частью Германской империи, но в границы современной Германии не входящих. После ухода французов в 1814 году Торн стал частью Соединенного королевства Нидерландов. При разделе поместий между Севером и Югом (между Нидерландами и юной в те поры Бельгией) в 1839 году Торн передали Нидерландам. Но к прошлому Республики Семи Соединенных провинций он отношения не имеет – вот и остался сиротой без родины, и некому позаботиться об особой истории этой бывшей империи женщин.

Есть еще одна причина, по которой княжество Торн упорно игнорировали европейские историки: женская история была процветающей ветвью исторической науки в течение нескольких десятилетий, но даже изучающие эту ветвь специалисты долго воротили нос от знатных дам. История эмансипации – прежде всего история женщин, которые в прошлом, особенно в XIX и XX веках, боролись за равные права в обществе. Дворянство с его откровенно реакционным отношением было противоположной этому движению стороной. Чего могло ждать женское движение от привилегированной группы, отвергавшей равенство всех людей в принципе? Вот и вышло так, что благородные дамы Торна были нерепрезентативны как предмет исследования женской эмансипации. То, что эти дамы XVIII столетия подчас обладали свободой действий, о которой женские активистки XIX века могли только мечтать, оставалось скрытым. Прошло много времени, прежде чем историки смогли взглянуть на старинную организацию Торна более раскованно и серьезно отнестись к дворянству, двору и женской общине канонисс – явлениям, потерявшим право на существование в современном обществе. Сначала возник интерес ко двору и мужской знати, затем, в 1990‑х, – к женской знати. В XXI веке, вероятно, вышло уже больше академических книг о благородных дамах, чем за весь XX.

Что известно о штифт-дамах? Чтобы стать членом Торнского штифта, нужно было предоставить генеалогическое древо с шестнадцатью дворянскими предками, не меньше. Большинство семей благородных дам происходили из высших дворянских кругов, в основном германских (позже – фламандских и голландских), и принадлежали к элите Священной Римской империи.

Вместе с настоятельницей, диаконисой (председательницей) и четырьмя, позже шестью мужчинами-канониками канониссы образовывали капитул, решавший все вопросы общины и ее имущества. Капитул выбирал новую настоятельницу из ее числа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будьте здоровы Будьте здоровы

Розмарин против болезни Альцгеймера, тимелевые — против рака

Знание – сила
Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира» Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира»

Как технологии меняют человека и природу вокруг него

РБК
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар» Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар»

УАЗ-3907 «Ягуар» легко проходил огонь и воду, но медных труб не услышал

Maxim
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Парадоксальная угроза Парадоксальная угроза

Одна из самых интересных битв вокруг ИИ развернется не в области техники

Правила жизни
Битва за правописание Битва за правописание

Последние сто лет человечество ждет, что роботы лишат его работы

Правила жизни
Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага

Почему дети начинают воровать и что в таком случае делать?

Psychologies
Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Фильмы, в которых отношения между матерью и дочерью принимают самую разную форму

Forbes
«Диагноз поставлен»: 3 шага, чтобы не разрушить отношения при психическом расстройстве «Диагноз поставлен»: 3 шага, чтобы не разрушить отношения при психическом расстройстве

Как решить проблемы в отношениях, связанные с психическим здоровьем?

Psychologies
С видом на будущее С видом на будущее

Большая уютная квартира для семьи из трех поколений

SALON-Interior
Танец — это голос: как первые российские фильмы изображали эмансипированных женщин Танец — это голос: как первые российские фильмы изображали эмансипированных женщин

Глава из книги «Изображая женственность» — об артистках в раннем русском кино

Forbes
«Влюбить в морские науки»: как работает «Плавучий университет» «Влюбить в морские науки»: как работает «Плавучий университет»

Как работает «Плавучий университет», что он дает участникам?

Наука
Хоррор дожития Хоррор дожития

Как Джордж А. Ромеро напугал стариками борцов с эйджизмом

Weekend
Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование! Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование!

Способности визуализации у людей варьируются от "гиперфантазии" до "афантазии"

ТехИнсайдер
5 наклонностей, которые характеризируют социопатов 5 наклонностей, которые характеризируют социопатов

Как проявляется истинное лицо социопата?

Psychologies
5 признаков деменции у собаки 5 признаков деменции у собаки

Как понять, что ваш питомец болен слабоумием?

ТехИнсайдер
Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку

Почему именно ведро стало точкой отсчета для торговли спиртным

Maxim
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
Дизайн Дизайн

Натуральные материалы, обтекаемые формы и живые растения

Robb Report
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
«Солнечные космические лучи — моя любовь…» «Солнечные космические лучи — моя любовь…»

Галина Базилевская об исследованиях физики Солнца и космических лучей

Наука и жизнь
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было

Какие причины чаще всего вызывают раздражение на коже подмышек

VOICE
Главные фильмы Венеции-2023: экстраординарный Лантимос, новая Коппола и фильмы про киллеров Главные фильмы Венеции-2023: экстраординарный Лантимос, новая Коппола и фильмы про киллеров

На какие фильмы 80-ого кинофестиваля в Венеции следует обратить внимание?

Правила жизни
Остановить отток капитала из России: варианты развития событий Остановить отток капитала из России: варианты развития событий

Президент призвал правительство контролировать отток капитала из страны

ФедералПресс
Пойдем гулять? Пойдем гулять?

Как защитить собаку на прогулке

Лиза
Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности

Что вызывает тревогу прямо сейчас и можно ли с этим справиться?

РБК
Три идеологии как одна мечта о счастье Три идеологии как одна мечта о счастье

Как либерализм, коммунизм и фашизм вошли в состав новейших утопий

Weekend
Яркий джапанди Яркий джапанди

Скандинавский и восточный минимализм в интерьере квартиры в Казани

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении