Александр Ефимович Теплоухов: личность, семья, работа
Большой вклад в развитие отечественной науки и археологии внесли представители целого ряда поколений рода Теплоуховых. Они выдвинулись из крепостной крестьянской среды благодаря незаурядным личным способностям. Один из них – Александр Теплоухов, крупнейший русский лесовод, археолог, историк, этнограф.
Александр Ефимович Теплоухов родился 21 августа (2 сентября по н.ст.) 1811 года в селе Карагай Очерского округа Пермского имения графов Строгановых, в семье крепостных крестьян православного вероисповедания – Ефима Николаевича (1779—1833) и Екатерины Ивановны Теплоуховых (ум. 1854). Дед Александра Ефимовича – Николай Спиридонович Кочергин-Теплоухов (1749—1812) был крепостным служителем на Верх-Челвинской мельнице, а отец начал свою деятельность в должности лекарского ученика, а затем был приказчиком в Вознесенском, Путинском, Сепычевском ведомствах Пермского имения графов Строгановых.
Первоначальное образование Александр получил у дьяка приходской церкви села Вознесенского Очерского округа, потом окончил приходское двухклассное училище в селе Ильинском. За свои блестящие способности Теплоухов тринадцатилетним мальчиком в 1824 году был отправлен в Санкт-Петербург для обучения в «Санкт-Петербургской школе сельского хозяйства и горных наук с разными, к сим двум предметам принадлежащими ремеслам», только что открытой графиней С. В. Строгановой. Школа готовила из крепостных мальчиков собственные кадры служащих для строгановского имения. Одновременно с учебой молодой студент проходил службу в Петербургской главной конторе графов Строгановых.
В основе взаимоотношений между С. В. Строгановой и А. Е. Теплоуховым лежал принцип патернализма. В сфере трудовых отношений служащий всецело доверялся хозяйке имения. При этом Теплоухов осознавал свою значимую роль в развитии горнозаводской цивилизации Строгановых.
По окончании школы Теплоухов был оставлен при Главной конторе по управлению Строгановскими имениями в Санкт-Петербурге, а в 1834 году для продолжения образования был направлен в Германию. Самостоятельно выезжать, а тем более учиться крепостным категорически запрещалось, поэтому за границу он поехал как воспитанник графини С. В. Строгановой. Хозяйка Теплоухова отправила его в Тарандтскую королевскую лесную академию вблизи Дрездена в Саксонии, основанную в 1811 году профессором Вильгельмом Коттой. Во время каникул студент имел возможность путешествовать по Западной Европе.
В Тарандте строгановский крепостной познакомился с будущей женой – Розамундой Карловной Крутч (1821— 1857), протестанткой по вероисповеданию, дочерью немецкого лесовода, профессора химии Тарандтской академии Карла Леберехта Крутча, который преподавал с 1814 года.
Семья Карла Крутча не считалась состоятельной. Детей у них было несколько: Розамунда, Паулина, Мария, Эрнестина, Анна, Вольфганг, Рихард. Все дети получили хорошее по тем временам образование, каждый знал несколько иностранных языков. Система образования в Германии в то время основывалась на идеях французского философа Жан-Жака Руссо и швейцарского педагога Иогана Генриха Песталоцци: знание родного языка, письмо, счет, рисование, гимнастика, методика нравственного воспитания здоровой личности; постоянное совершенствование полученных навыков в труде.
Александр и Розамунда полюбили друг друга. Но глава семейства, Карл Крутч, отличался сухостью характера и практицизмом. Он не мог дать согласия на брак дочери с иностранцем, к тому же крепостным крестьянином, и отпустить ее в Российскую империю, чужую страну. В связи с этим профессор академии поставил условие студенту: он обязательно должен был получить свободу. В 1838 году Теплоухов окончил академию с аттестатом высшего разряда.
В мае 1839 года Александр Ефимович возвратился в Санкт-Петербург образованным, ученым лесоводом. Графиня Строганова вручила ему вольную с условием, что дипломированный лесовод будет работать в ее имении до конца жизни. «Через три дня по приезде, – вспоминал он, – добродетельная графиня вручила мне вольную». После того, как Теплоухов стал полноправным гражданином России, он поехал к невесте в Германию, где они вскоре обвенчались – 4 сентября (16 сентября по н. ст.) 1843 года по лютеранскому обычаю в Тарандтской кирхе и по православному – в посольской армяно-григорианской церкви в Лейпциге. В реестре браков гражданского состояния Тарандта было записано, что «господин Александр Теплоухов – преподаватель лесоводства в городе Петербурге, главный лесничий графов Строгановых, потомок Николая Теплоухова, единственный сын в законном браке, холост (православный), женится на девице Розамунде Крутч, старшей дочери». Родные Крутч пытались уговорить Александра Ефимовича остаться в Германии, но он считал, что это было бы неблагодарно по отношению к Строгановым. Розамунда оказалась перед выбором: или согласиться на поездку в чужую, слывшую тогда дикой страну, порвать со всеми родными, с обществом, в котором она привыкла вращаться, или навсегда расстаться с Александром. Победила любовь к мужу. Надо знать положение немецкой женщины тех лет, чтобы представить себе, каким мужеством и душевной силой должна была обладать избранница молодого лесовода. Самобытность характера Александра, цельность его натуры, душевная чистота, большие жизненные цели, которые он ставил перед собой – все это заставило Розамунду Карловну поверить в его высокое жизненное предназначение.