Жизнь вне тела: как искусственный «дом для органов» спас первого пациента
Швейцарские врачи совершили чудо, пересадив человеку печень, три дня пребывавшую вне тела донора. За это время изначально непригодный к трансплантации орган прошел курс терапии в созданном учеными «искусственном организме». Новая технология может спасти множество людей, рискующих не дождаться своей очереди на пересадку
Швейцарские ученые отчитались в журнале Nature Biotechnology о замечательном достижении. Они создали аппарат, поддерживающий жизнь в органе, извлеченном из тела. Печень мертвого донора провела в таком устройстве три дня. За это время медики привели в порядок орган, который изначально не был годен для трансплантации. Печень пересадили пациенту, не имевшему почти никаких шансов дождаться операции по стандартной процедуре. Реципиент вскоре выписался из больницы и уже год как чувствует себя хорошо.
Новый подход может хотя бы отчасти решить проблему нехватки донорских органов, ежедневно стоящую жизни множеству людей.
Собрать человека по частям
Согласно базе данных по донорству и трансплантации Transplant Observatory, в 2020 году было пересажено почти 130 000 человеческих органов. Это примерно 15 операций в час. Но и таких объемов недостаточно: в одних только США ежедневно умирает 17 пациентов, не дождавшихся спасительной трансплантации.
Впрочем, в США и ряде других стран действует презумпция несогласия на посмертное изъятие органов. Такое изъятие возможно, только если человек согласился на него при жизни. В России все наоборот. Согласно статье 8 Федерального закона от 22 декабря 1992 года N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», каждый из нас после смерти по умолчанию становится потенциальным донором органов. Избегнут этого те, кто при жизни прямо запретил подобную процедуру (запретить изъятие органов у усопшего может также супруг или близкие родственники).
Однако нельзя сказать, что донорские органы непрерывным потоком льются на столы российских трансплантологов. Скажем, пересадки почки в Москве придется ждать полтора-два года. Да и в других странах время ожидания измеряется годами. Даже в Испании, одной из эталонных стран по этому показателю, число посмертных доноров измеряется десятками человек на миллион населения в год. Неудивительно, что тяжело больные люди рискуют попросту не дожить до операции.