Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс
После подвига Гагарина в СССР были уверены, что вскоре человек сможет отправиться в межпланетное путешествие. И уже в июне 1962 года Сергей Королев поручил подготовить проект четырехэтапного плана освоения Марса. Предполагалось, что первая экспедиция на Красную планету может состояться в начале 1974 года, но для этого нужно было тщательно подготовить не только космические аппараты, но и самих космонавтов.
«Год в земном звездолете» — такое название получил этот эксперимент.
По первым расчетам, полет на Марс мог занять год, а то и больше. Для жизнеобеспечения экипажа в течение этого времени потребовалось бы взять с собой в дорогу «багаж» из всего самого необходимого весом примерно 11 тонн: это только еда, вода и воздух. Но отправиться с таким грузом не представлялось возможным, значит, космонавтам придется восстанавливать воздух и воду из отходов, а пищу сублимировать и обезвоживать. Реально ли выжить в таких условиях? Чтобы проверить это и заодно узнать, могут ли несколько человек сосуществовать в замкнутом пространстве на протяжении одного года, было решено провести уникальный эксперимент.
Трое в звездолете
5 ноября 1967 трое добровольцев зашли в импровизированный космический корабль площадью 12 квадратных метров, расположенного на территории Института медико-биологических проблем Академии наук. И на целый год они забыли о существовании внешнего мира. Связь с родными была невозможна, более того, им даже не сообщили об эксперименте — участники придумали легенду, будто они отправляются в командировку на Северный полюс.
И вот они остались втроем: 24-летний механик Борис Улыбышев, 29-летний биолог Андрей Божко и 31-летний врач Герман Мановцев — его назначили командиром корабля. С организаторами сразу же было обговорено условие: каждый из них имел право выйти из эксперимента без объяснения причин.
Условия в «космическом корабле» были максимально приближены к реальным: санузел имел крошечные размеры, вентилятор, гоняющий воздух, шумел на постоянной основе, большую часть пространства в комнате занимала аппаратура. Воду «космонавты» получали из мочи и конденсата, меню повторялось каждые пять дней. Три кровати располагались друг над другом, спальными местами менялись каждый 10 дней, чтобы все находились в одинаковых условиях (воздух на верхней койке был лучше). В течение года им предстояло жить в этом круговороте под пристальным наблюдением, которые вели три телекамеры: за действиями испытателей круглосуточно следили десятки врачей, инженеров и лаборантов.