Женская солидарность: 7 манифестов героинь Forbes Woman о равенстве в бизнесе и жизни
Не стоит забывать, что 8 марта — не праздник «милых дам», а день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Каких успехов мы добились на этом поприще за последние 10 лет, рассказывают героини Forbes Woman — глава IBS Светлана Баланова, сооснователь BelkaCar Лориана Сардар, генеральный директор группы «Илим» Ксения Соснина и другие.
За эти 10 лет на страницах Forbes Woman побывали самые успешные представительницы бизнеса, политики, культуры и искусства. Они давали нам интервью, делились личными историями и карьерными советами. За это время каждая из них построила блестящую карьеру — и не один раз. Мы попросили главных героинь наших лучших материалов рассказать, что за последнее десятилетие изменилось для женщин в сфере их деятельности, что они думают о гендерном равноправии в бизнесе. А еще попросили дать прогноз на следующие 10 лет.
Светлана Баланова, генеральный директор IBS
Карьера Балановой началась в 18 лет с позиции переводчика, а уже в 26 она стала членом правления ЗМ в России. За почти 20 лет, проведенных в компании, возглавляла российский и украинский офисы, руководила глобальным бизнесом. Пост генерального директора IBS Светлана занимает с 2012 года и отвечает за операционное управление компании. За последнее десятилетие ее не раз включали в рейтинги самых эффективных менеджеров России.
Число женщин-предпринимателей растет. Они охотно работают в нишах, куда мужчины идти не хотят — социальном бизнесе, медицине, образовании, благотворительности. И делают это весьма успешно. С другой стороны, женщины, пусть и медленно, но отвоевывают места в высшем руководстве компаний. Конечно, «стеклянный потолок» полностью не исчез — женщин на уровне советов директоров всего около 8%, да и среди CEO крупных компаний их пока не очень много. Old boys club свои позиции сдает неохотно, но, думаю, перемены — дело ближайшего времени.
Что касается сферы IT, то здесь женщины не просто востребованы, их очень ждут. Отрасль в целом испытывает постоянный кадровый голод — как известно, безработного IT-специалиста найти сложно. Поэтому массовый выход женщин на отраслевой рынок труда поможет решить проблему дефицита кадров и талантов, и здесь простая арифметика — работников станет в два раза больше.
Думаю, что через 10 лет лучшим показателем изменения ситуации в области гендерного равноправия станет снижение значимости этой темы, как в публичном, так и в профессиональном пространствах. Надеюсь, что к тому времени мы перестанем воспринимать вопрос о позиции женщин как актуальный. Набившие оскомину гендерные стереотипы, в том числе в отношении «женских» и «неженских» профессий, каких-то мифических «мужских» и «женских» профессиональных качеств исчезают на наших глазах и хочется, чтобы в будущем от них не осталось и следа.
Раиса Полякова, генеральный директор KFC в России и СНГ
Раиса Полякова работает в команде KFC с 2011 года. Она пришла на должность директора по персоналу в компанию YUM! Brands Russia, владеющую брендом. В апреле 2015 года была назначена на должность коммерческого директора. Ей удалось вывести компанию на уровень стратегического партнерства с крупнейшими российскими поставщиками продуктов, и в 2017 году она возглавила компанию. За время своей работы в KFC Полякова смогла повысить узнаваемость бренда и расширить сеть ресторанов.
За последние 10 лет отношение к женщине в бизнесе на руководящих позициях в российском обществе изменилось в лучшую сторону, и это подтверждают многочисленные исследования. Но утверждать, что мы полностью избавились от гендерных стереотипов, конечно, пока рано.
Женщины могут и, главное, готовы внести свой вклад в развитие бизнеса. Но работодателям необходимо помогать им развивать свой потенциал, исходя из реальных потребностей. Ряд важных лидерских качеств — стратегическое мышление, открытость к инновациям, способность мотивировать и вдохновлять людей — у многих нуждаются в усилении.