Работы этих женщин-режиссеров по праву считаются классикой кинематографа

Культура.РФСобытия

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Автор: Олег Зиновьев

0:00 /
882.368
Кадр из художественного фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» (1927)

В истории отечественной режиссуры было немало женщин, которым советское и российское кино обязано громкими успехами, в том числе международными. Женщины начали снимать большое кино в 1910-х, а спустя полвека и вовсе захватили индустрию. «Культура.РФ» вспомнила 11 выдающихся женщин-режиссеров, чьи работы по праву считаются классикой отечественного и мирового кинематографа.

Ольга Преображенская

В зарождавшуюся киноиндустрию первую отечественную женщину-режиссера ввел Яков Протазанов: в 1913 году Ольга Преображенская стала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Ее первая работа в качестве постановщика была совместной с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным — в 1916 году они экранизировали «Барышню-крестьянку» Александра Пушкина.

«Фильм получился, его хвалили, но так как это была первая постановка женщины-режиссера, то к этому отнеслись недоверчиво, и часто на афишах и в рецензиях мою фамилию писали с мужским окончанием или приписывали постановку другим режиссерам». Ольга Преображенская

В первые годы после революции Ольга Преображенская также стала первой женщиной — преподавателем режиссуры: она вела занятия в Государственной школе кинематографии (современный ВГИК).

Самой удачной работой Преображенской считается драма «Бабы рязанские» (1927), которую посетивший в то время СССР писатель Теодор Драйзер назвал «чудом». Фильм рассказывал о нелегкой жизни обыкновенной русской крестьянки в деревне накануне и после революции. Эту картину Преображенская сняла вместе с режиссером Иваном Правовым, как и многие другие свои фильмы, выдержанные в духе бравого соцреализма: «Тихий Дон», «Степан Разин», «Парень из тайги».

Несмотря на устойчивый зрительский успех, фильмы Преображенской и ее соавторов часто подвергались последовательной, а порой и резкой критике.

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова. Фотография: kino-teatr.ru

Если главным режиссером-сказочником советского кинематографа считается Александр Роу, то главной сказочницей — Надежда Кошеверова. Несмотря на то что режиссер пробовала себя в разных жанрах, от реалистического («Галя») до комедий («Укротительница тигров»), наиболее полно ее талант раскрылся именно в сказке.

Самая известная из десяти ее работ в этом жанре — «Золушка» 1947 года, снятая совместно с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца. «Золушка» стала, пожалуй, первой в истории советского кино сказкой, начисто лишенной идеологического налета, однако в то же время с легкой сатирой отражающей черты советского быта. Например, в мачехе, блистательно исполненной Фаиной Раневской, легко узнается образцовая коммунальная активистка. И также впервые в советском кино аристократические герои — король Эраста Гарина и принц Алексея Консовского — изображаются не как карикатурные отрицательные персонажи.

Другая важная работа Кошеверовой — «Старая, старая сказка» 1968 года с Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях. В этом фильме сказочные герои впервые начали говорить современным зрителю языком («Я здесь все равно жить не буду…» — «Пожалуйста! Можем разменяться на два королевства в разных районах!») — за десять лет до известного этим художественным приемом «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.

Маргарита Барская

Маргарита Барская. Фотография: kino-teatr.ru

Маргарита Барская — первый режиссер, сумевший показать мир ребенка и мир глазами ребенка максимально честно и естественно. В 1933 году на экраны вышла ее драма «Рваные башмаки» — первый озвученный детский фильм в мировом кинематографе. Она рассказывала о детях, выросших в условной европейской стране, где к власти пришел фашистский режим. После выхода картины о Барской сразу же заговорили как о новом, оригинальном таланте, а много позже — чуть ли не как о предтече итальянского неореализма. Зрителей восхищало, насколько непринужденно ведут себя в кадре дети, как будто не замечая объектива, — в этом была заслуга Барской-педагога, выработавшей собственную систему работы с юными актерами.

Маргарита Барская была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», где был снят полнометражный фильм «Отец и сын». На экранах он так и не появился: критики клеймили картину как «лживую», поскольку Барская, верная своему стилю, отразила в ней жизнь советской семьи без прикрас. Снимать режиссеру больше не позволили — в основном из-за ее дружбы с опальным оппозиционером Карлом Радеком, так что фильм «Отец и сын» стал последней работой Барской..

Юлия Солнцева

Юлия Солнцева. Фотография: kino-teatr.ru

Кинорежиссер Юлия Солнцева, прежде чем стать известным режиссером, успела прославиться как актриса благодаря главным ролям в немых лентах «Аэлита» и «Папиросница из Моссельпрома».

Самой известной работой Солнцевой стала «Поэма о море», снятая в 1958 году по сценарию ее мужа, режиссера Александра Довженко, в которой режиссер подала строительство Каховской ГЭС в стиле древнегреческого эпоса. Фильм запомнился зрителю диалогом пенсионера и малолетнего двоечника. Паренек собирался стать прокурором, и на вопрос дедушки, как можно судить людей без способностей к этому, уверенно отвечал: «В суде способности не нужны, там главное знать статьи — кому какую».

Другой заметной работой Солнцевой была первая в Европе широкоформатная картина «Повесть пламенных лет» (1960), которая получила награду за лучшую режиссуру в Каннах.

Искра Бабич

Фотография: wikipedia.org

Искра Бабич, выпускница ВГИКа 1958 года, была любимой ученицей режиссера и педагога Ивана Пырьева. В ее фильмографии всего четыре полнометражных фильма — мелодрамы. Бабич снимала пронзительные фильмы о любви, совести и доброте, — но без избыточной экспрессии и эксцентрических сюжетов.

Самый известный фильм режиссера — «Мужики!» 1982 года, получивший массу наград и добившийся действительно всенародного признания. Последним фильмом в биографии Бабич стала драма «Прости меня, Алеша» (1983), после выхода которой перебралась в деревню Поплевино в Рязанской области, где вела почти отшельнический образ жизни.

Динара Асанова

Динара Асанова. Фотография: peoples.ru

Ученица Михаила Ильича Ромма, Динара Асанова известна как режиссер, которому удалось точно и без лишних нравоучений показать противоречивую подростковую натуру. Два самых известных фильма Асановой — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983), в которой были задействованы не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки. Как вспоминал Валерий Приёмыхов, исполнитель роли начальника трудового лагеря в «Пацанах», после выхода фильма Асановой стали пачками приходить письма: люди просили совета, считая, что режиссер была квалифицированным специалистом по воспитанию «трудных детей». Однако единственной задачей Асановой было показать, что переходный период между отрочеством и юностью — это не репетиция к «настоящей», взрослой жизни, а важная часть нашей единственной, большой, жизни.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько. Фотография: kino-teatr.ru

Лариса Шепитько была одной из центральных фигур советского кино 1960–70-х годов. В числе прочего она сняла культовую оттепельную ленту — «Крылья» 1966 года, фильм-размышление о судьбе фронтовиков. Фронтовиком в картине была женщина, бывшая летчица Надежда Петрухина (в исполнении Майи Булгаковой), которая после войны стала директором ПТУ. Героине, вынужденной спуститься буквально с небес на землю, пришлось жить по новым правилам, в которых не было той нравственной ясности, свойственной военному времени, что в итоге привело ее к экзистенциальному тупику, как и многих шестидесятников. «Крылья», с одной стороны, стали очень популярны у публики, а с другой — вызвали пристальное внимание к Шепитько со стороны цензоров Госкино.

Чтобы снять свой главный фильм, «Восхождение» (1976), именно таким, каким Шепитько его видела, ей пришлось буквально с боем получать разрешение у чиновников. Так появилась военная драма по мотивам повести неудобного для власти писателя Василя Быкова, которая стала первой советской картиной, удостоенной «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Татьяна Лукашевич

Кадр из художественного фильма Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1939)

Фраза «Муля, не нервируй меня!» навсегда вошла в историю отечественного кинематографа — как и режиссер «Подкидыша» (1939) Татьяна Лукашевич. Ее дебют состоялся в 24 года: фильм Лукашевич «Преступление Ивана Караваева» скорее напоминал художественно оформленную киноагитку, чем художественное высказывание, но интерес к молодому режиссеру все же создал. В дальнейшем Лукашевич снимала в основном фильмы, способствовавшие «нравственному воспитанию подрастающего поколения» («Гаврош», «Подкидыш», «Аттестат зрелости»). Несмотря на четкое следование режиссера канонам соцреализма, на первом плане в фильмах Лукашевич всегда выходили человечность и простая искренность, не отягощенные излишней назидательностью и дидактикой. Это заметнее всего в фильме «Подкидыш», главная идея которого выражена в строчках колыбельной: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом».

Аида Манасарова

Кадр из художественного фильма Аиды Манасаровой «Оглянись» (1983)

Для Аиды Манасаровой едва ли не главным в творчестве было старательное избегание всего идеального и надуманного. По словам Манасаровой, ей было «гораздо важнее показать реальный драматизм поиска нравственных идеалов», поэтому ее герои никогда не были одномерно-положительными. Практически все ее фильмы рассказывали о людях, переживавших глубокий внутренний кризис. «Мне нравятся герои, которые мучатся своим несовершенством», — признавалась Манасарова. Одна из самых ярких работ режиссера — семейная драма «Оглянись» (1983) о тяжелых взаимоотношениях матери и сына.

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова. Фотография: rg.ru

«Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой сразу стали главным советским сериальным хитом. Однако известна режиссер не только историей о популярном советском киноразведчике.

Ключевым героем всех ее работ был человек, оказавшийся в неестественных для себя условиях, белая ворона, которая испытывает себя на прочность, причем далеко не всегда успешно. «Лимита Нюра» из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года, так и не обрела любви; Нина из «Карнавала» (1981) вернулась в свой городок, не сумев стать большой артисткой; Леня из картины «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) отчаялся собрать злополучные подписи, которые оказались нужны только ему. И это сочетание упрямства, смирения, неприкаянности — характерная черта многих героев Лиозновой. Как вспоминал драматург Александр Гельман, «ее фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми».

Кира Муратова

Кира Муратова. Фотография: kino-teatr.ru

Кира Муратова всегда снимала только такое кино, какое ей хотелось снимать — независимо от изменений политической повестки, режимов, эстетических ориентиров. Поэтому ее первые фильмы — «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) — положили на полку, третий, «Познавая белый свет» (1979), так и не вышел в широкий прокат, а четвертый, «Среди серых камней» (1983), урезанный цензурой, она выпустила под псевдонимом Иван Сидоров.

Наконец, снятый в 1989 году «Астенический синдром», вышедший в том виде, как хотела Муратова, принес ей мировое признание.

Муратова всегда снимала картины, которые оказываются испытанием для зрителя, непростой внутренней работой. Это единственная женщина-режиссер, благополучно пережившая десятилетия трансформации отечественного кинематографа.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Крачковская, Джин Хэрлоу и другие звезды, умершие в погоне за красотой Наталья Крачковская, Джин Хэрлоу и другие звезды, умершие в погоне за красотой

Из-за пластических операций и похудения судьба этих звезд сложилась трагически

Cosmopolitan
От оружейного шкафа до браслета: 7 необычных опций для автомобиля От оружейного шкафа до браслета: 7 необычных опций для автомобиля

В премиальных брендах авто доступно даже то, о чем не мечтаешь

Популярная механика
Кино шума и времени Кино шума и времени

Ксения Рождественская о Шанталь Акерман

Weekend
«Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось» «Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось»

Но что же такое женственность на самом деле?

Psychologies
Всерьёз и надолго Всерьёз и надолго

Мотоциклы категории 500–700 куб.см

Мото
Как следить за спутниками Starlink? Как следить за спутниками Starlink?

Рассказываем, как не пропустить пролет ярких спутников Starlink

N+1
Летняя резиденция Летняя резиденция

Интерьеры суперъяхты M/Y Dream: 106 метров и 6 палуб абсолютного дизайна

SALON-Interior
В чем ждать перемен. Как одеваться в стиле Виктора Цоя В чем ждать перемен. Как одеваться в стиле Виктора Цоя

Сейчас мы научим тебя быть Виктором Цоем.

Maxim
«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
Лима, Перу Лима, Перу

Перу заслуженно сравнивают с Крымом

Maxim
Мышь-малютка Мышь-малютка

Как-то раз летом бродил я по лесу и вышел на опушку к неглубокому оврагу

Наука и жизнь
Философия стоиков как путь к успеху: почему чтобы попасть в цель, нужно перестать этого хотеть Философия стоиков как путь к успеху: почему чтобы попасть в цель, нужно перестать этого хотеть

Фрагмент книги «Сила спокойствия» Райана Холидея

Inc.
Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы

Разгадываем главные "головоломки", связанные с одеждой

Cosmopolitan
12 бездонных фактов о Кольской сверхглубокой скважине 12 бездонных фактов о Кольской сверхглубокой скважине

По одному факту на каждый километр, пробуренный советскими геологами!

Maxim
Дисбаланс Дисбаланс

Обзор родстера Ducati Scrambler 1100

Мото
Менторство. Как оно помогает карьере повара Менторство. Как оно помогает карьере повара

Важный аспект развития молодых поваров – это обмен опытом со старшими коллегами

Bones
Планы выпускников университетов 2020 года Планы выпускников университетов 2020 года

Выпускники вузов об учебе, выбранной профессии и желании реализоваться в России

СНОБ
В зеркале чужих взглядов В зеркале чужих взглядов

Мы все нуждаемся в оценках окружающих, в их реакциях на наши слова и поступки

Psychologies
Построены и забыты: история монорельсовых дорог Построены и забыты: история монорельсовых дорог

Сто лет назад монорельсу пророчили большое будущее

Популярная механика
Личное без лишнего Личное без лишнего

Как складываются и на чем держатся современные парные отношения?

Огонёк
Зверский героизм: горящие свиньи, противотанковые мыши и другие животные, повлиявшие на исход ВОВ Зверский героизм: горящие свиньи, противотанковые мыши и другие животные, повлиявшие на исход ВОВ

Победить противника можно с помощью голубиных, лосиных и даже мышиных сил

Maxim
Семь принцесс, которые портят россиянам жизнь: почему проваливаются великие проекты Семь принцесс, которые портят россиянам жизнь: почему проваливаются великие проекты

Почему стратегические сессии заканчиваются ничем?

Forbes
Пятиминутный путеводитель по подкопам Пятиминутный путеводитель по подкопам

Умение копать применяют не только для побега из заключения

Esquire
Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque» Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.
Вместе или врозь Вместе или врозь

Всё чаще можно услышать, что огурцы не «дружат» с помидорами

Худеем правильно
Шахматный партер Шахматный партер

Важнейшим из искусств для нас теперь является шахматная рассадка

Огонёк
Данила Дунаев: «Мы часто путаем роли» Данила Дунаев: «Мы часто путаем роли»

Поэт, психолог, актер — все это один человек Данила Дунаев

Добрые советы
Правила жизни Жака-Ива Кусто Правила жизни Жака-Ива Кусто

Правила жизни французского исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто

Esquire
О рыбачке и рыбке О рыбачке и рыбке

Как русская уха покорила Францию

Огонёк
6 самых ярких «Опелей» в истории 6 самых ярких «Опелей» в истории

Шесть симпатичных друзей «Мокки»

Maxim
Открыть в приложении