Как выбирали выгодную партию для брака в Москве и Петербурге в XIX веке?

Культура.РФИстория

Где искали женихов и невест в XIX веке

Выбор спутника и спутницы жизни в XIX веке становился хорошо спланированным мероприятием: неудачные браки было не так просто расторгнуть. Свахи, брачные объявления, балы и смотрины — как выбирали выгодную партию для брака в Москве и Петербурге?

Автор: Мария Соловьева

0:00 /
440.011
Павел Федотов. Свежий кавалер (фрагмент). 1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Взаимное влечение и благоразумие

«Честность, взаимное влечение друг к другу и достаточная доза благоразумия»: так формулировались обязательные условия для вступающих в брак в книге по этикету XIX века «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной».

В начале XIX столетия «свадебным» возрастом было 13 лет для невесты и 15 лет для жениха. С середины века девушке позволялось выходить замуж с 16 лет, юноше — с 18. После 25 лет барышни считались засидевшимися в девках, тогда как к мужчине строгие правила не применялись: впервые он мог вступать в брак, даже будучи стариком.

Выбирая пару, молодым людям нужно было думать не только о чувствах, но и о собственном финансовом благополучии. Авторы книги по этикету рекомендовали родителям молодых следить за тем, чтобы будущий брак не принес сыну или дочери «моральные лишения, нужду и горе», и обязательно отговорить молодых от неудачного выбора партии. «Юность слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму!» — предупреждал свод этикета. По закону родители не имели права вмешиваться в личную жизнь детей и выбирать жениха или невесту против воли, но родительское благословение часто ставили выше влюбленности.

Ярмарка невест

Возлюбленных обычно искали на ярмарках невест (в старину их называли «ярманками»). Главная была в Москве. Сюда со всей России свозили девушек на выданье, в частности тех, кто не нашел мужа в родном городе. Таких, как засидевшаяся в девках Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», или некрасивая и небогатая Надежда — героиня романа «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Пушкин написал в «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками». Съезжались в Москву и женихи: не только представители знатных российских семей, но и иностранные гости.

Случалось, что балы-смотрины проходили в нескольких местах одновременно: в доме генерала Кологривового на Тверском бульваре, Благородном собрании, Университетском пансионе. Тогда женихи за один вечер посещали сразу несколько таких ярмарок, надеясь увидеть как можно больше претенденток.

Русских невест из купеческих семей искали на специальных летних гуляньях в парках и садах. Одно из них традиционно устраивали в Духов день, то есть в первый понедельник после Троицы, в Летнем саду Петербурга. Купцы приводили туда своих дочек, а женихи приходили на «смотрины». Журнал «Северная пчела» писал, что в этот день парк заполнялся дамами: «нежными, как едва распустившаяся лилия, томными, как майская ночь на Севере, стройными, как царскосельский тополь». Обычай таких прогулок просуществовал вплоть до начала XX века.

Свахи

На балах можно было присмотреть жениха и невесту и весело провести время, но званые вечера не подходили для того, чтобы узнать подробности о семье, чине и размере приданого. До появления брачных агентств с этой целью родители молодых людей обращались за помощью к свахам. В XIX веке это было абсолютно обычное дело для городских жителей: чиновников, промышленников, зажиточных мещан и купцов. Рынок свах был велик, каждое семейство могло выбрать себе сваху по кошельку или даже сословию.

У свах была своя картотека невест и женихов — список девушек и молодых людей на выданье с указанием возраста и размера приданого. Они предлагали свои услуги и постоянно посещали с визитами те семьи, где была необходима помощь с выгодной партией. За свой труд свахи получали от 10 до 25 рублей (учитель, например, зарабатывал около 70 рублей в месяц) и традиционный подарок от семьи, которая ее наняла, — нарядную шаль. По количеству шалей можно было судить о профессионализме свахи.

Брачные объявления

С конца XIX века для желающих найти себе пару печатали специальные объявления, а позже — отдельные издания. «Брачная газета» выходила Москве, «Сибирская брачная газета» — в Томске, «Брачный вопрос» — в Керчи. Существовали еще «Одесский брачный листок», «Киевская брачная газета», «Кавказская брачная газета» и прочие. Считалось, что благодаря газетам можно сэкономить на свахе: одно объявление стоило от 1 до 3 рублей. Но, помимо серьезных предложений о женитьбе, в выпусках были и другие — с игривым тоном и кокетливыми намеками.

Так, один из желающих найти жену, писал: «Я приезжий из Кавказа, лет 22, брюнет, черные глаза, чернобровый, правильные черты лица, рост — выше среднего, красивой и представительной наружности». Другой подчеркивал легкость своих намерений: «Мне тридцать лет, шатен, среднего роста, имею 20 тысяч годового дохода, желал бы познакомиться с хорошенькой женщиной. Бывать в театрах, прокатиться за город в лучшую московскую ночь и затем согреться за бокалом вина».

Были и такие объявления: «А ну-ка, барышни, не ленитесь, а напишите поскорее, если желаете выйти замуж за молодого офицера с хорошим и веселым характером. Нужны лишь: доброта, жизнерадостность и изящество. Лично для себя средств не ищу, но они необходимы для вашего собственного обеспечения».

Реже мужчин в газеты писали женщины. Сохранилось объявление: «Хорошенькая, но глупенькая барышня, просит добрых людей научить уму-разуму». Другая предлагала: «Молодая, красивая барышня, выйдет замуж за одинокого господина, состоятельного или пенсионера, от 60 лет».

Заинтересованные связывались друг с другом по личному адресу или прямо через редакцию. На страницах газеты публиковали и ответы на письма, и предложения: «Не туда попали. Скачите мимо» или «С удовольствием приму вас».

Брачные газеты быстро стали популярны: московская выходила тиражом в более чем 500 000 экземпляров. Читательский интерес подтверждает и тот факт, что газета продолжала выходить после революции, объявления о женитьбе публиковали даже в разгар Гражданской войны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Зрение не спасло ночного попугая от заборов и машин Зрение не спасло ночного попугая от заборов и машин

Как устроено зрение ночного попугая?

N+1
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого 7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого

Приготовься оценить свое руководство

Playboy
Дед мороз и лето Дед мороз и лето

Рассказываем, как правильно ухаживать за холодильником

Лиза
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Маленькие хитрости: 5 вещей, которые облегчат уход за одеждой Маленькие хитрости: 5 вещей, которые облегчат уход за одеждой

В том, как правильно ухаживать за одеждой, нет ничего сложного

Esquire
No Kidding Press No Kidding Press

Как зарабатывает издательство, выпускающее только феминистские книги

Inc.
Заплатить 25 тысяч рублей, чтобы поехать строить причал в деревне в Карелии: история турагентства «Альтуризм» Заплатить 25 тысяч рублей, чтобы поехать строить причал в деревне в Карелии: история турагентства «Альтуризм»

«Альтуризм» предлагает провести выходные в российской глубинке

VC.RU
Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации» Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации»

Интервью с генеральным директором часового бренда Roger Dubuis

GQ
Кто изобрёл телевидение и как оно стало доходным бизнесом: история Чарльза Дженкинса Кто изобрёл телевидение и как оно стало доходным бизнесом: история Чарльза Дженкинса

Чарльз Фрэнсис Дженкинс первым создал цветной кинофильм

VC.RU
20 лучших фильмов про вампиров 20 лучших фильмов про вампиров

Фильмы о вампирах: от классики до новаторских интерпретаций

Esquire
Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно» Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно»

Как женщины понимают, что клиент дозрел

Maxim
«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
10 самых скандальных фильмов всех времен 10 самых скандальных фильмов всех времен

Жестокие, провокационные и (неспроста) запрещенные к прокату ленты

Esquire
«Начинается сказка сказываться» «Начинается сказка сказываться»

О бессмертной сказке «Конёк-горбунок» Петра Павловича Ершова

Наука и жизнь
9 языков программирования, которые помогут зарабатывать до $150 тыс. в год 9 языков программирования, которые помогут зарабатывать до $150 тыс. в год

Рейтинг языков программирования по возрастанию дохода

Inc.
Какую роль мода играет в протестных движениях Какую роль мода играет в протестных движениях

Как вещи и аксессуары помогают бунтарям заявить о своей позиции

GQ
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов «Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов

Как родилась идея стартапа «Самокат», и почему время — самый ценный ресурс

Inc.
Архитекторы, которым не заплатили Архитекторы, которым не заплатили

Коварные заказчики и исполнители-альтруисты

Культура.РФ
Идем по грибы Идем по грибы

Как по ошибке не положить в корзинку ложный и опасный гриб

Лиза
Злодей или жертва? 7 сериальных антигероев, которым мы сочувствуем Злодей или жертва? 7 сериальных антигероев, которым мы сочувствуем

Когда по ТВ показывали эти сериалы, вся семья собиралась перед экраном

Cosmopolitan
Генпродюсер компании «Рики» Илья Попов создал культовых «Смешариков» и сделал Петербург столицей российской анимации. Генпродюсер компании «Рики» Илья Попов создал культовых «Смешариков» и сделал Петербург столицей российской анимации.

Чтобы создавать успешную анимацию — нельзя выходить из детства

Собака.ru
Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река» Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река»

Первые главы дебютного романа американской писательницы Лиз Мур «Алая река»

СНОБ
Зимы не будет: безумный проект по очистке Арктики ото льда Зимы не будет: безумный проект по очистке Арктики ото льда

Полвека назад ученые собирались навсегда очистить Арктику ото льда

Популярная механика
Почему меня возбуждают очкарики? Почему меня возбуждают очкарики?

Их выбор неизменно останавливается на мужчинах в очках

Psychologies
Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова

Фильмы Кирилла Серебренникова, не раз отправлявшиеся на международные фестивали

РБК
Водителей оставили без дополнительных тестов на алкоголь. Что произошло? Водителей оставили без дополнительных тестов на алкоголь. Что произошло?

Минздрав перенес внедрение дополнительных тестов на алкоголь и наркотики

РБК
Женский алкоголизм объяснили восприимчивостью к половым гормонам Женский алкоголизм объяснили восприимчивостью к половым гормонам

Возможно, механизмы развития зависимости от этанола у мужчин и женщин разные

N+1
Открыть в приложении