Наука доживать: почему важно (и возможно) победить старость
Британский геронтолог, автор книги Ending Aging Обри ди Грей рассказал Esquire, почему человечество должно победить старость, а прожить до 150 лет наш христианский долг. Записала Александра Шевелева.
Меня часто называют продавцом бессмертия, но на самом деле я не мечтаю о вечной жизни. Моя цель как ученого — избавить человека от болезни, которая делает его немощным и старым. Люди боятся смерти, но еще сильнее они боятся прожить в два раза дольше обычного, потому что знают: со временем качество жизни неуклонно падает. Наш организм в 90 лет и физически, и интеллектуально уже не способен функционировать так же хорошо, как в молодости. Эту проблему мы и задумали решить. Ученые, которых поддерживает фонд SENS, работают над тем, чтобы качество жизни в 75 или 95 лет было таким же, как в 25. Когда-нибудь человечество научится доживать и до 150 лет, но это не изменит сам принцип: мы просто будем чувствовать себя тридцатилетними вне зависимости от биологического возраста.
Сегодня ученые заняты лечением старческих болезней — атеросклероза, артрита, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, — но игнорируют сам процесс старения. Это логически неверно. Все неприятности, которые происходят с нами в старости, являются побочными эффектами долгой жизни. Потеря мышечной массы или ослабление иммунной системы считаются естественным следствием возраста, но в реальности это такая же болезнь, и нам прежде всего необходимо разобраться с ней, иначе мы никогда не сумеем победить все остальные.
За последние пятьдесят лет количество болезней пожилого возраста, о которых мы знаем, значительно увеличилось. Это связано с резким ростом продолжительности жизни, грубо говоря, впервые в истории у значительного числа людей появилась возможность до этих болезней дожить. Вопрос в том, какой мы найдем из этой ситуации выход: отберем у людей эту возможность или откроем способ не болеть? Мне больше нравится второй вариант.
Наше тело — довольно сложный механизм, но все-таки это механизм. Как и любой другой механизм, оно подвержено разрушению, начиная еще с внутриутробного состояния — вследствие метаболизма. Нарушения на молекулярном и клеточном уровнях являются побочным эффектом нашей жизнедеятельности. Тело так устроено, что может вынести небольшое количество этих поломок. Когда их становится слишком много, мы начинаем болеть и стареть. Наша работа состоит в том, чтобы понять, к какому типу относится та или иная поломка, и придумать, как ее починить.