«Женщина может все». Какой бизнес открывают мамы?
Недавно в Москве завершился новый сезон всероссийской образовательной программы «Мама-предприниматель». Мы пообщались с участницами конкурса и попросили их рассказать о своем бизнесе и сложностях, с которыми они столкнулись в процессе его развития.
Анна Бондарь, проект Hand Art. Победительница «Мамы-предприниматель» в Москве, 2021
Hand Art – это проект по изготовлению творческих боксов для детей. Каждый набор представлен в виде коробки, внутри которой материалы для восьми разных поделок, упакованных в отдельные конверты. Пошаговой инструкции в наборе нет, но есть брошюра, которая демонстрирует, какие поделки у вас могут получиться. В этом и состоит отличительная особенность проекта: не следовать шаблону, а дать детям возможность проявить фантазию, придумать самим, как использовать заготовки, смастерить и украсить изделия на свой вкус.
Автор проекта Анна Бондарь по образованию – экономист, но за ее плечами долгие годы работы в благотворительном фонде в качестве арт-терапевта. По ее словам, терапия через творчество помогает ребенку экологично выражать свои эмоции, корректировать поведение и развивать необходимые навыки.
Этот подход к воспитанию Анна применяет и со своими детьми: еще до появления проекта Hand Art они всей семьей мастерили ловцы снов, украшали люстры, устраивали театр теней и карнавальные вечера, на которые приглашали гостей. Знакомые стали просить Анну сделать какие-нибудь поделки и для них – сначала приходила одна подруга, потом другая, третья. Убедившись, что ее творчество пользуется спросом, Анна решила открыть собственный бизнес. Ее стартовый капитал составлял всего 10 000 рублей.
Первая сложность, с которой столкнулась начинающая предпринимательница, – задержки в поставках. Это был разгар пандемии, и коробка с картоном, бумагой и другими материалами, которые Анна заказала за рубежом, застряла между Италией и Россией. Отследить посылку было практически невозможно. Когда она, наконец, приехала в Москву, возникли трудности с производством. Типографии и мастерские не хотели браться за заказ: они работают с крупными объемами – например, тиражом 10 000 экземпляров. Запрос Анны был гораздо скромнее.
После долгих переговоров девушка смогла договориться о создании первых десяти творческих наборов: «Производители крутили у виска, но шли мне навстречу. Тестовый тираж мы распродали почти сразу, и бизнес стал наращивать объемы. За 11 месяцев мы приняли больше 2000 заказов».
Этим летом, перед выходом проекта на Wildberries, на складе, где хранились боксы, случился пожар. Сгорела вся продукция, предназначенная для первой поставки в интернет-магазин. «Я редко выходила «лицом» к подписчикам моего проекта в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), тем более, с личной историей. После пожара я сделала это впервые: поняла, что не смогу выполнить взятые на себя обязательства и должна рассказать об этом людям, которые нам доверились. Предупредила, что из-за пожара мы временно закроем продажи на сайте Hand Art», – рассказывает Анна.
К тому моменту у проекта уже были постоянные заказы на Ozon. Анна понимала, что обнулять склад на маркетплейсе нельзя: пропадут все карточки товаров, рухнет рейтинг бренда. Чтобы не останавливать здесь продажи ни на день, предпринимательница даже выкупила все боксы из книжного магазина, куда ранее сделала пробную поставку на реализацию.