Могучий БелАЗ-75710: грузоподъемность 450 тонн
Осенью 2013 года легендарный БелАЗ в очередной раз заставил о себе говорить. Белорусы построили машину, равных которой на тот момент не было – это был единственный в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн! Для сравнения: предыдущие рекордсмены, немецкий Liebherr T 282B и американские Caterpillar 797F и Bucyrus MT6300AC, могли нести «всего лишь» по 363 тонны. «Ах, эти малолитражки», – сказали с улыбкой белазовцы и сдернули покрывало с нового БелАЗа-75710.
Машину представили широкой публике в самом конце сентября, а в ноябре далекого 2013 года мы приехали на завод, чтобы лично убедиться в том, что гигант — не шоу-кар и не машина специально для Книги рекордов Гиннесса. Нет, БелАЗ-75710 — это рабочая лошадка, серьезный карьерный самосвал, на тот момент уже работавший в кузбасских карьерах.
Первый вопрос, который мы задали нашему консультанту, звучал просто: «Зачем?» Ведь существует определенная логическая граница, поднимать грузоподъемность выше которой не имеет смысла, а порой и невозможно! Все дело в том, что себестоимость перевозки тонны груза напрямую зависит от грузоподъемности карьерного самосвала. Проще говоря, чем выше грузоподъемность, тем ниже себестоимость. Два 225-тонника в производстве и эксплуатации обойдутся значительно дороже одного вдвое большего самосвала. Как ни странно, необходимость в подобном гиганте подогрел мировой экономический кризис: рентабельность полезных ископаемых значительно упала, и возникла нужда в снижении стоимости добычи и транспортировки. Тут-то и появился БелАЗ.
Впрочем, разговоры о машине начались достаточно давно. Предварительные переговоры с потенциальными покупателями шли успешно, и БелАЗ решился на производство. Сборка гиганта — конечно, не конвейерная, а постовая, практически ручная — занимает всего лишь два месяца, да и разработали машину в рекордные сроки — от эскизного проекта до выхода из цеха прошло ровно два года.
Два сердца
В принципе, 75710 — это отдельный класс. Его сложно объединить с самосвалами, поднимающими от 320 до 363 т — они имеют другие конструктивные решения, порой иную компоновку. Собственно, даже внешне гигант совершенно не похож на прочие карьерные машины, но самое удивительное кроется внутри.
Для такого огромного автомобиля важнейший показатель — маневренность, тем более что карьерная работа требует достаточно точного подхода к месту загрузки и движения в сложных дорожных условиях. Для поворота конструкторы использовали два опорно-поворотных устройства, два шарнира. Каждый такой узел напоминает перевернутый экскаватор, только у экскаватора неподвижен низ, а башня вращается, здесь же неподвижной остается верхняя часть, а поворачиваются мосты. В самом начале разработки были мысли и о шарнирно-сочлененной системе с «ломающейся» рамой, но в такой конструкции есть очень слабое место — собственно шарнир, выход которого из строя превращает грузовик в груду металла. БелАЗ-75710 такого недостатка лишен. Его каркас состоит из трех элементов — основной рамы и двух рам поворотных устройств, сочлененных с основой трехрядными роликовыми подшипниками диаметром 2,75 м. Каждая ось поворачивается с помощью двух гидроцилиндров: один толкает, другой тянет, или наоборот. Впрочем, все в машине на гидравлике — и управление, и подъем кузова, и тормозная система. Из пневматики — только стартер. Это мировая практика: из заводов, производящих карьерную технику, только Komatsu держится за пневматические системы, остальные же давно перешли на гидравлику — она проще и надежнее.
Поворот происходит так: водитель крутит руль, управляя гидравлическим насосом, а система подает давление на гидроцилиндры поворота. Мосты движутся по отдельности: сперва в крайнее положение поворачивается передний, затем доворачивается задний. Но схема совершенствуется — и уже реализована возможность одновременного поворота мостов, что здорово уменьшает радиус разворота (сегодня он составляет 19,8 м при общей длине машины 20 м). В планах — возможность одновременного поворота мостов в одном направлении, чтобы машина могла двигаться «крабом», но эта система будет реализована уже на других самосвалах серии.
На случай, если гидравлическая система поворота почему-то отказывает, БелАЗ оборудован пневмогидроаккумуляторами рулевого управления. Давления в них хватит на то, чтобы один раз повернуть оси от одного крайнего положения до другого, — это позволит в аварийной ситуации съехать с дороги, уступая место другому самосвалу. На 360-тоннике достаточно всего двух таких цилиндров, здесь же установлены целых шесть.