«За Зину»: как медсестра, потерявшая в бою руки и ноги, вдохновляла тысячи людей
Медсестра Зинаида Туснолобова провела на фронте всего восемь месяцев, но за это время спасла 123 раненых, вытащив их из-под пуль. Зима 1943 года стала для девушки роковой: раненая и искалеченная, она много часов пролежала на льду, прежде чем ее нашли. Зина лишилась рук и ног, однако это не сломило женщину: она продолжила свою собственную борьбу за победу.
Из лаборантки в медсестры
Родилась Зинаида 23 ноября 1920 года на хуторе Шевцово, затем вместе с родителями переехала в сибирский город Ленинск-Кузнецкий. Окончила школу, стала химиком-лаборантом. В 1941 году девушка познакомилась с Иосифом Марченко. Роман был обычным для советских времена: прогулки в парке, первые робкие поцелуи... Весной Зина и Иосиф решили пожениться, но не успели — началась война.
Первым сражаться отправился Иосиф. Зинаида поступила на курсы медсестер, после них девушку зачислили в действующую армию. На фронте под Воронежем Зина оказалась в июле 1942 года. Лишь за несколько дней — с 19 по 23 июля — Туснолобова спасла 26 бойцов, за что была награждена орденом Красной Звезды. Всего за восемь месяцев службы хрупкая 22-летняя девушка вытащила с поля боя 123 солдата.
Зимой 1943 года рота, в которой служила санинструктор Туснолобова, вела яростный бой за станцию Горшечное в Курской области. «Командир ранен!» — услышала Зина. Под огнем противника она поползла к старшему лейтенанту и почувствовала толчок в бедро… Потом пришла жуткая боль, но, подтягивая себя руками, девушка продолжила путь. Добралась до офицера и поняла: поздно, он уже мертв. А вскоре Зина и сама потеряла сознание.
Девушка пришла в себя во время атаки немцев. Попыталась притвориться мертвой, но один из солдат заметил «живую русскую». Стрелять не стал: то ли пожалел пули, то ли понравилось добивать раненую ногами и прикладом. От его ударов Зина опять впала в забытье… Нашли ее разведчики, возвращавшиеся из немецкого тыла: услышали тихий стон девушки. Зину пришлось буквально вырезать из замерзшего кровавого месива, в котором она лежала.
Битва за жизнь Зины была долгой, и врачам удалось ее выиграть, но из-за гангрены Туснолобова лишилась рук и ног. Невозможно представить себе, что чувствует 23-летняя девушка, думая, что больше никогда не сможет ходить, писать, рисовать. Зина неделями лежала в палате, ни с кем не разговаривая и упершись безразличным взглядом в одну точку.
Однажды она подозвала к себе медсестру, ухаживающую за больными: «Помогите, пожалуйста. Я вам продиктую небольшое письмо». Однако, закончив переносить слова Зины на бумагу, девушка долго отказывалась отправлять послание.
«Мой дорогой Иосиф! Не знаю, где и при каких обстоятельствах найдет тебя мое письмо. Пишу всё как есть, ничего не утаивая. Обманывать, ты же знаешь, я никогда не умела. Со мной стряслась непоправимая беда. Я потеряла руки и ноги. Горько и обидно остаться в 23 года инвалидом. Видимо, моя песенка спета. Будь свободным, родной. Поступай так, как сочтешь удобным для себя. Не могу, не имею права стать преградой на твоем пути. Устраивай свою жизнь. Прощай…» — писала Зина.