Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

РБКHi-Tech

На языке MAYA

Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

Автор: Андрей Абрамов

Ключ к будущему — баланс между футуризмом и настоящим. Это основа принципа разработки инноваций MAYA, придуманного в 1960-х, но актуального до сих пор. Разбираемся, как принцип MAYA помогает строить карьеру и создавать инновационные продукты.

Принцип MAYA

MAYA — это аббревиатура принципа Most Advanced Yet Acceptable (самый продвинутый, но еще приемлемый). Согласно этому принципу, новое не должно быть более совершенно, чем то, что потребитель сможет понять и принять.

Принцип MAYA придумал французский дизайнер Раймонд Лоуи в середине ХХ века. Лоуи считал, что люди не покупают то, что не понимают и не любят. Чтобы продать новый продукт, нужно заложить в него качества хорошо знакомого старого. Создавая свои продукты, Лоуи стремился соблюдать баланс между уже известным и инновационным.

Раймонд Лоуи: «Взрослые не всегда принимают новое, если это удовлетворяет их потребности, но слишком сильно отличается от привычной нормы».

Раймонда Лоуи считают отцом промышленного дизайна. Он разрабатывал дизайн автомобилей, холодильников, локомотивов с учетом потребностей покупателя, постепенно расширяя границы дизайна и технологий за пределы ожидания. Это он придумал дизайн бутылки Coca-Cola и логотипы Air Force One, Shell Oil и почтовой службы США.

Ранний iPod — наглядный пример использования MAYA. Apple меняла дизайн продукта по мере того, как iPod становился привычной вещью в обиходе пользователя. Дизайнеры гаджета постепенно убирали лишние кнопки, создавали оригинальный интерфейс и форму, использовали новые материалы. Так, технологию мультитач придумали в конце 1960-х, а в 1980-х уже активно разрабатывали по всему миру. Мультитач — способ управления устройством с использованием сразу нескольких пальцев. Apple могла добавить сенсорный экран в первый iPod уже в 2001 году, но реализовала технологию в первом iPhone в 2007 году. Шесть лет компания постепенно готовила пользователя к новой технологии, поэтому он ее и принял.

Почему принцип работает

Принцип MAYA относится не только к дизайну. Это основа того, как люди осваивают новые навыки и принимают идеи. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сначала нужно определить, что человек уже умеет и чему готов учиться.

Если не узнать текущий уровень развития навыков, освоить новые не получится. Например, нельзя научить ребенка писать слово «просветительский», если он не знает алфавит и не понимает букв. Поэтому первым делом нужно выяснить, что будет приемлемым для учащегося или пользователя.

Чтобы определить набор навыков, которые ребенок еще не освоил, но которым может научиться, советский психолог Лев Выготский разработал термин «зона ближайшего развития» (ЗБР). Выготский утверждал, что сначала ребенок следует примеру взрослого. Со временем развивает умения и навыки, чтобы решать задачи без посторонней помощи. То, что ребенок делал под руководством взрослых, становится его собственным достоянием.

Лев Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, развитие следует за обучением. То есть, поощряя опыт ребенка в зоне ближайшего развития, мы продвигаем его индивидуальное обучение. Здесь важно обратить внимание на верхний и нижний пределы зоны ближайшего развития.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, которые ребенок может приобрести самостоятельно. Это фактический уровень развития.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, который ребенок может последовательно развить с помощью преподавателя. При этом нельзя научить ребенка сложным словам сразу после изучения букв.

То же самое с пользователем. Понимая зону ближайшего развития человека, можно предложить ему подходящий продукт.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, что он легко может освоить самостоятельно, без помощи руководства или преподавателя. Это небольшие изменения в текущем продукте или новый продукт, но похожий на уже существующие.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, чему он может научиться с помощью инструкции или наставника. Это совершенно новый продукт. Чтобы пользоваться им, нужно прочитать руководство или посмотреть видеоинструкцию.

Чаще всего люди не будут тратить время и деньги, чтобы разобраться в новом продукте, если смогут найти более простой с похожими функциями. Поэтому, если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались без инструкций, учитывайте при разработке нижний предел ЗБР по принципу MAYA.

Работа MAYA в жизни

Чтобы продать что-то знакомое, сделайте это удивительным. Чтобы продать что-то удивительное, сделайте это знакомым. Баланс знакомого и инновационного присутствует во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому так хорошо работают плейлисты музыкальных сервисов. Они знакомят нас с новой музыкой, но по большей части состоят из любимых композиций.

Треки Let It Be, Don't Stop Believin’, Can You Feel The Love Tonight и No Woman, No Cry состоят из одной и той же последовательности аккордов, но звучат по-разному. В этих песнях много новаторства, но это новшество с ограничениями.

Инновации — это не нестандартное мышление, а переосмысление рамок.

Принцип MAYA работает и в коммуникации. В 2014 году дизайнеры компании Marks & Spencer провели редизайн сайта, но с треском провалились. Сайт работал на новой платформе, поэтому все сохраненные данные пользователей пропали. Людям пришлось регистрироваться снова. При этом для тех, кто привык к старому дизайну, изменения были слишком кардинальными — они заново учились пользоваться сайтом. Из-за нового дизайна акции компании подешевели, а продажи упали на 8%.

Чтобы не допускать таких ошибок, крупные компании исследуют пользовательские привычки, предлагают инновации частями и только потом вводят обновления. Психологический феномен «эффекта простого действия» доказывает, что люди предпочитают знакомые вещи, просто потому что с ними знакомы.

В профессии и личной жизни принцип помогает постепенно меняться в глазах других людей. Например, избавиться от ярлыка «молчаливый работник» или привлечь к себе внимание руководства. Если раньше вы всегда отмалчивались, а теперь «проталкиваете свои идеи на каждой планерке» и подлавливаете коллег у кулера, вряд ли они хорошо отреагируют на такие изменения. А вот постепенные изменения примут за естественное развитие. При этом вам будет легче придерживаться новых привычек в долгосрочной перспективе.

Пять правил принципа MAYA

Секрет популярности продукта среди массовой аудитории в поиске баланса — добавить немного опасности, но при этом сохранить чувство безопасности. Вот как найти баланс между инновационным и привычным.

Лоуи предлагает разрабатывать продукты будущего, опираясь на текущие потребности пользователей. Чтобы люди пользовались вашими продуктами, спешить не следует. Предоставьте потребителю инновационный продукт, но не более сложный, чем тот, который он может понять и принять.

1. Вводите инновации постепенно. Так сделали дизайнеры Apple, когда разрабатывали первый iPod. Не делайте слишком много серьезных изменений разом, чтобы не потерять доверие человека.

2. Опирайтесь на нижний порог зоны ближайшего развития. Изучите текущие навыки пользователя. Представьте, как изменится его жизнь с несколькими нововведениями.

3. Используйте знакомые шаблоны и паттерны. Так пользователю будет удобнее ориентироваться в новом. Apple постепенно меняла дизайн iPod в сторону будущего смартфона, что помогло выпустить совершенно другой продукт — iPhone.

4. Добавьте инструкции, если ваш продукт слишком сложный. Не бросайте пользователя один на один с новым. Напишите инструкции, гайды, руководства, помогите человеку разобраться с непонятным быстро и удобно.

5. Изучайте реакцию разных людей на одни и те же слова. Люди по-разному интерпретируют ваше сообщение. Проверьте, насколько вас понимает аудитория: что вы имеете в виду, что хотите получить, что предлагаете.

Фото: Peter Stackpole / The LIFE Picture Collection via Getty Image; Apple; M&S

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 лучших российских акций в 2024 году: чего ждать от них в будущем 10 лучших российских акций в 2024 году: чего ждать от них в будущем

Наиболее подорожавшие российские акции 2024: причины их роста и перспективы

РБК
«Сначала я смотрю на грудь»: как мужчины воспринимают женщин «Сначала я смотрю на грудь»: как мужчины воспринимают женщин

Как мужчины воспринимают девушек?

Cosmopolitan
Беспределы роста. Для избранных? Беспределы роста. Для избранных?

Как будет развиваться глобальная энергетика в ближайшую четверть века

Монокль
Елена Яковлева и другие звезды сериала Елена Яковлева и другие звезды сериала

А вы помните героев "Петербургских тайн"?

Cosmopolitan
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Генетически отредактированная корова Генетически отредактированная корова

Генетически отредактированная корова будет давать гипоаллергенное молоко

Наука
Компании, увеличивающие количество женщин в руководстве, меньше рискуют — но более открыты к переменам Компании, увеличивающие количество женщин в руководстве, меньше рискуют — но более открыты к переменам

К чем приводит гендерное разнообразие в топ-менеджменте

Inc.
Проблема – налицо Проблема – налицо

Усталость или признаки развивающихся заболеваний?

Лиза
Кровать для президента Кровать для президента

Что скрывает секретный бункер в Ярославской области

Наука
CAR-Т-лимфоцитам предложили давать отдых CAR-Т-лимфоцитам предложили давать отдых

При смене активности и отдыха CAR-Т-клетки эффективнее сдерживали рост опухолей

N+1
Рассказываем все, что знаем о фильме Зака Снайдера «Армия мертвецов» Рассказываем все, что знаем о фильме Зака Снайдера «Армия мертвецов»

Пересматриваем классные ленты про зомби

GQ
Перестаньте указывать в вакансиях требуемый опыт работы. Он мешает нанимать лучших сотрудников Перестаньте указывать в вакансиях требуемый опыт работы. Он мешает нанимать лучших сотрудников

Опыт работы практически не связан с производительностью труда

Inc.
Обзор Oppo Reno5: Достойный бюджетный камерофон, но далеко не лучший Обзор Oppo Reno5: Достойный бюджетный камерофон, но далеко не лучший

Плюсы и минусы перспективного смартфона Oppo Reno5

Популярная механика
ДДТ в крови бабушек связали с риском ранних месячных и полноты их внучек ДДТ в крови бабушек связали с риском ранних месячных и полноты их внучек

Ученые обнаружили связь между пестицидами в крови женщин и здоровьем их внучек

N+1
Свинотворение Свинотворение

Ксения Рождественская о «Гунде», документальном блокбастере о свинье

Weekend
iPhone на колесиках: городской транспорт по-русски iPhone на колесиках: городской транспорт по-русски

Как российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство

Популярная механика
Морально устарели: 13 модных правил, которые ты можешь нарушить Морально устарели: 13 модных правил, которые ты можешь нарушить

Правила существуют, чтобы их нарушать — эта аксиома распространяется и на моду

Cosmopolitan
Звезды индийского кино: судьбы, лица и неизвестные факты Звезды индийского кино: судьбы, лица и неизвестные факты

Культовые индийские фильмы принесли этим актерам мировую известность

Cosmopolitan
Девять мужей и 99 лет: удивительная история актрисы Жа Жа Габор Девять мужей и 99 лет: удивительная история актрисы Жа Жа Габор

Актриса Жа Жа Габор вошла в историю не только благодаря кино

Cosmopolitan
Большая разница: благодаря каким технологиям новая Toyota Camry стала еще лучше Большая разница: благодаря каким технологиям новая Toyota Camry стала еще лучше

За формулировкой «новый седан бизнес-класса» скрывается много интересного

Популярная механика
Кнут без пряника: звезды, которые заставляют худеть своих детей Кнут без пряника: звезды, которые заставляют худеть своих детей

Детское ожирение становится всё более тревожной проблемой

Cosmopolitan
Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками

Они наблюдали за пульсаром в Крабовидной туманности

N+1
«Очень уж хочется не делать ничего обычного» «Очень уж хочется не делать ничего обычного»

Актер Иван Мулин — о пробах в «Очень странные дела», страхах и сомнениях

Esquire
10 лайфхаков для тех, кто не любит быт: быстро и просто! 10 лайфхаков для тех, кто не любит быт: быстро и просто!

10 способов освободить время и при этом иметь безупречную чистоту в доме

Cosmopolitan
Эволюция образов Эдриана Броуди Эволюция образов Эдриана Броуди

Эдриан Броуди может и на рояле сыграть, и быка на ходу остановить

GQ
Перхоть: основные причины и методы лечения Перхоть: основные причины и методы лечения

Перхоть принято считать косметическим дефектом, но это заблуждение

РБК
Длинные локоны или стильная стрижка: в каком образе эти звезды выглядят лучше? Длинные локоны или стильная стрижка: в каком образе эти звезды выглядят лучше?

Многие знаменитости поспешили расстаться с длинными волосами

Cosmopolitan
Разработчик дронов, генератор мемов и 3D-движок: чем была Figma до графического редактора с оценкой $2 млрд Разработчик дронов, генератор мемов и 3D-движок: чем была Figma до графического редактора с оценкой $2 млрд

Как разрабатывали Figma

VC.RU
Интересные и пошлые вопросы для игры «Я никогда не...» (очень много идей) Интересные и пошлые вопросы для игры «Я никогда не...» (очень много идей)

Самые сочные вопросы для бомбезной вечеринки!

Playboy
Чувственность зашкаливает! Самые страстные поцелуи звезд на «Оскаре» Чувственность зашкаливает! Самые страстные поцелуи звезд на «Оскаре»

Кинозвездам сложно сдержать эмоции, когда весь мир признает их триумф

Cosmopolitan
Открыть в приложении