«Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра
11 апреля в российский прокат вышла драма «Джойка» — очередная попытка взглянуть на классический русский балет глазами иностранцев. Снял картину новозеландец Джеймс Напье, главную роль исполнила американка Талия Райдер, а ее наставницу сыграла немка Дайана Крюгер. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, что получилось из желания западных авторов понять загадочный русский балет.
В центре сюжета история американской танцовщицы Джой Уомак (Талия Райдер) — артистки балета, принятой в труппу Большого театра в 2012 году. До нее там танцевала только одна американка — Анастасия Стивенс, в начале 1960-х. После окончания Кировской академии балета в Вашингтоне в 2009 году Джой получает уникальный шанс пройти отбор и поступить в легендарную Московскую государственную академию хореографию (МГАХ), взрастившую не одну прима-балерину. Джой принимает вызов.
На новом месте Джой оказывается единственной американкой. Ее наставница Татьяна Волкова (Дайана Крюгер) хочет довести технику балерины до абсолюта, ради чего не щадит ни психику девушки, ни ее физическое здоровье. Авторы фильма не проводят черту между преподавательской строгостью, естественной для мира академического танца, и откровенной жестокостью. Юная иностранка, по уши влюбленная в русскую академическую школу танца, терпит все, а также предсказуемо сталкивается с травлей и интригами сокурсников.
Поверить в то, что «Джойка» основана на реальной истории Джой Уомак, во время просмотра картины непросто. Ожидаемо взгляд иностранцев на устройство русского балета упирается во все мыслимые и немыслимые стереотипы о нем. Процесс обучения, по версии авторов, мало чем отличается от армейской подготовки или олимпийских испытаний на выдержку и прочность. Суровая Татьяна Волкова (вероятно, ее образ отчасти списан с настоящего педагога Елены