What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России
Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества. Мы окружены поддельными Louis Vuitton и Rolex, не говоря уже о массовых подделках кроссовок, очков и смартфонов. Если вы думаете, что в дизайне интерьеров все как-то иначе — вы заблуждаетесь. В работе дизайнера интерьеров тот же привычный выбор — оригинал или копия.
Как показывает практика, клиенты крайне щепетильные в вопросе выбора сумок и часов, довольно спокойно относятся к подделкам в интерьере. Действительно, ну кто заметит и оценит, а выглядит модно. Кроме того, настоящих скандалов, связанных с «фейковым дизайном», едва ли наберется даже для пальцев одной руки. Fritz Hansen уличили McDonalds в использовании реплик мебели Арне Якобсена наряду с оригинальными предметами в своих ресторанах, швейцарская Vitra, выпускающая стулья культовых дизайнеров, рапортует в Евросоюз о ежегодных потерях в четверть миллиона долларов из-за подделок своей продукции, компания Emeco после долгих судебных разбирательств добилась запрета на дальнейшее производство IKEA пластиковой копии алюминиевого «тюремного стула» 20-06 Нормана Фостера. И это самые громкие, заметные прецеденты. Вы знали об этом?
В России мелкие «дизайнерские скандалы» вспыхивают еженедельно, но редко выходят за пределы обсуждения профессионального сообщества: новый модный ресторан оформлен фейками, эталонное отделение известного банка напичкано подделками дизайнерской мебели, ритейлер премиальной аудиоэлектроники заполнил свой флагманский шоу-рум репликами известных дизайнеров, профессиональное издание опубликовало дизайн проект, указав даже производителей розеток, но умолчав о подделках, очевидно присутствующих на фото. Уверена, об этом вы тоже не слышали.
Но так ли уж плохи подделки и насколько качественная реплика уступает оригиналу? Как говорят официальные дилеры: массовый клиент обращает внимание только на форму и на цену. За скобками остается работа инженеров, технологов, химиков, создающих тот самый оригинальный предмет. Собственно, таким образом за скобками остается качество эксплуатации (применительно к стулу — удобно сидеть или не очень), качество материалов (как быстро появятся царапины и прочие признаки активного использования) и технологические особенности (проще говоря, как быстро ваш стул отправится на помойку). К более сложным конструкциям, вроде светильников, добавляются другие немаловажные аспекты — качество света и пожароопасность.
Стандартная китайская копия обычно стоит в 8-10 раз дешевле оригинала, идеально повторяет форму дизайнерского предмета и на порядок уступает ему по качеству. Редкая качественная реплика европейской сборки обычно стоит заметно дороже (полцены от оригинала) и, к сожалению, также не соответствует в полной мере характеристикам оригинала.
Делая выбор в пользу подделки не стоит забывать и об этическом аспекте — покупая реплику, вы поддерживаете деньгами не автора предмета, а безымянную фабрику. А в случае коммерческой недвижимости — о репутационных рисках: допуская использование «краденного дизайна», в сознании клиента вы допускаете использование некачественных продуктов (если вы общепит), поддельных товаров (если речь о ритейле), непрозрачных для клиента схемах (если вы финансовая организация). Как известно, клиент всегда прав, и часто сам просит дизайнера интерьеров использовать подделки. Задача профессионала в такой ситуации — объяснить клиенту все риски и последствия данного решения.
Но давайте разберемся, всегда ли корректно использовать слово «подделка», если идеи витают в воздухе, а дизайнеры, как и художники, активно заимствуют и переосмысливают произведения своих коллег. Формально «подделкой» можно назвать только копию оригинального предмета с незаконно размещенным логотипом правообладателя. Поскольку в предметном дизайне значение лого не столь велико, как в fashion-индустрии, то производитель копии просто повторяет форму оригинального предмета, предлагая покупателю «реплику». Принципиальная разница между «подделкой» и «репликой» очевидна — производитель подделки пытается выдать копию за оригинал, в то время как автор реплики честно предупреждает покупателя о том, что предлагает неоригинальное изделие, благоразумно умалчивая о некачественных материалах, несовершенных инженерных решениях, пожароопасных электрических схемах и прочих факторах, позволивших значительно снизить цену копии.