Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества

ForbesДизайн

What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России

Елена Калинина

Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества. Мы окружены поддельными Louis Vuitton и Rolex, не говоря уже о массовых подделках кроссовок, очков и смартфонов. Если вы думаете, что в дизайне интерьеров все как-то иначе — вы заблуждаетесь. В работе дизайнера интерьеров тот же привычный выбор — оригинал или копия.

Как показывает практика, клиенты крайне щепетильные в вопросе выбора сумок и часов, довольно спокойно относятся к подделкам в интерьере. Действительно, ну кто заметит и оценит, а выглядит модно. Кроме того, настоящих скандалов, связанных с «фейковым дизайном», едва ли наберется даже для пальцев одной руки. Fritz Hansen уличили McDonalds в использовании реплик мебели Арне Якобсена наряду с оригинальными предметами в своих ресторанах, швейцарская Vitra, выпускающая стулья культовых дизайнеров, рапортует в Евросоюз о ежегодных потерях в четверть миллиона долларов из-за подделок своей продукции, компания Emeco после долгих судебных разбирательств добилась запрета на дальнейшее производство IKEA пластиковой копии алюминиевого «тюремного стула» 20-06 Нормана Фостера. И это самые громкие, заметные прецеденты. Вы знали об этом?

В России мелкие «дизайнерские скандалы» вспыхивают еженедельно, но редко выходят за пределы обсуждения профессионального сообщества: новый модный ресторан оформлен фейками, эталонное отделение известного банка напичкано подделками дизайнерской мебели, ритейлер премиальной аудиоэлектроники заполнил свой флагманский шоу-рум репликами известных дизайнеров, профессиональное издание опубликовало дизайн проект, указав даже производителей розеток, но умолчав о подделках, очевидно присутствующих на фото. Уверена, об этом вы тоже не слышали.

Но так ли уж плохи подделки и насколько качественная реплика уступает оригиналу? Как говорят официальные дилеры: массовый клиент обращает внимание только на форму и на цену. За скобками остается работа инженеров, технологов, химиков, создающих тот самый оригинальный предмет. Собственно, таким образом за скобками остается качество эксплуатации (применительно к стулу — удобно сидеть или не очень), качество материалов (как быстро появятся царапины и прочие признаки активного использования) и технологические особенности (проще говоря, как быстро ваш стул отправится на помойку). К более сложным конструкциям, вроде светильников, добавляются другие немаловажные аспекты — качество света и пожароопасность.

Стандартная китайская копия обычно стоит в 8-10 раз дешевле оригинала, идеально повторяет форму дизайнерского предмета и на порядок уступает ему по качеству. Редкая качественная реплика европейской сборки обычно стоит заметно дороже (полцены от оригинала) и, к сожалению, также не соответствует в полной мере характеристикам оригинала.
Делая выбор в пользу подделки не стоит забывать и об этическом аспекте — покупая реплику, вы поддерживаете деньгами не автора предмета, а безымянную фабрику. А в случае коммерческой недвижимости — о репутационных рисках: допуская использование «краденного дизайна», в сознании клиента вы допускаете использование некачественных продуктов (если вы общепит), поддельных товаров (если речь о ритейле), непрозрачных для клиента схемах (если вы финансовая организация). Как известно, клиент всегда прав, и часто сам просит дизайнера интерьеров использовать подделки. Задача профессионала в такой ситуации — объяснить клиенту все риски и последствия данного решения.

Но давайте разберемся, всегда ли корректно использовать слово «подделка», если идеи витают в воздухе, а дизайнеры, как и художники, активно заимствуют и переосмысливают произведения своих коллег. Формально «подделкой» можно назвать только копию оригинального предмета с незаконно размещенным логотипом правообладателя. Поскольку в предметном дизайне значение лого не столь велико, как в fashion-индустрии, то производитель копии просто повторяет форму оригинального предмета, предлагая покупателю «реплику». Принципиальная разница между «подделкой» и «репликой» очевидна — производитель подделки пытается выдать копию за оригинал, в то время как автор реплики честно предупреждает покупателя о том, что предлагает неоригинальное изделие, благоразумно умалчивая о некачественных материалах, несовершенных инженерных решениях, пожароопасных электрических схемах и прочих факторах, позволивших значительно снизить цену копии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Удалёнка: плюсы и минусы Удалёнка: плюсы и минусы

Удалённая работа – это счастье. Или нет?

Здоровье
Что читать: отрывок из книги Альберто Мангеля «История чтения» — о том, что по книге можно сказать о ее читателе Что читать: отрывок из книги Альберто Мангеля «История чтения» — о том, что по книге можно сказать о ее читателе

Феномен чтения — многовековые сложные отношения книги и человека

Esquire
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах

В 1978 году пятеро парней пропали в городе Чико по пути с баскетбольного матча

Cosmopolitan
Последний рубеж: что делать женщине-CEO, когда она достигла вершины карьеры Последний рубеж: что делать женщине-CEO, когда она достигла вершины карьеры

Дальнейшая карьера – болезненный вопрос для женщин-генеральных директоров

Forbes
Почему мы путаем право и лево Почему мы путаем право и лево

Право и лево легко спутать, особенно когда мы спешим или глубоко задумались

Psychologies
Быть начеку: краткий гид по оружию самообороны Быть начеку: краткий гид по оружию самообороны

Есть два типа людей: одни с пистолетом, другие копают

Популярная механика
Пит-стоп в невесомости Пит-стоп в невесомости

Когда автомобиль парит в воздухе, сложно справиться даже с закручиванием гайки

Популярная механика
Февральская православная революция Февральская православная революция

620-тысячную страну-курорт заливает волна народных протестов

Русский репортер
Стоит ли ожидать благодарности от внуков за денежные подарки? Стоит ли ожидать благодарности от внуков за денежные подарки?

Почему внуки не благодарят бабушек и дедушек за денежные подарки?

Psychologies
В ЦОДД предложили ввести 50 км/ч в городе. К чему это приведет? В ЦОДД предложили ввести 50 км/ч в городе. К чему это приведет?

Михаил Кизлык объяснил, почему скорость в городе должна быть ниже

РБК
Футбольный клуб миллиардера Галицкого заявил о создании женской команды Футбольный клуб миллиардера Галицкого заявил о создании женской команды

В ФК «Краснодар» будет женская футбольная команда

Forbes
«Отверженные»: как быть, если вы слишком чувствительны к отказам «Отверженные»: как быть, если вы слишком чувствительны к отказам

Высокая чувствительность к отвержению — следствие сложного детского опыта

Psychologies
Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России

Десятки лет ушли на то, чтобы кто-то обогнал наездницу на литературных неграх

Maxim
Как попасть в международную компанию. 10 советов топ-менеджера Viber Как попасть в международную компанию. 10 советов топ-менеджера Viber

Работа в международной компании — призрачная мечта или достижимая реальность?

Forbes
Самые дорогие клубы НБА — 2020. Рейтинг Forbes Самые дорогие клубы НБА — 2020. Рейтинг Forbes

НБА остается привлекательным бизнесом для владельцев клубов

Forbes
Незаметная революция: как крафтовое шампанское вытесняет с рынка Dom Perignon и «Вдову Клико» Незаметная революция: как крафтовое шампанское вытесняет с рынка Dom Perignon и «Вдову Клико»

Братья Фрержан — выходцы из влиятельного клана производителей шампанского

Forbes
Ликвидность искусства – миф: акции оборачиваются быстрее Пикассо Ликвидность искусства – миф: акции оборачиваются быстрее Пикассо

Арт-дилер Кенни Шахтер рассказывает, как инстаграм меняет арт-рынок

Forbes
Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах

Интервью с главными PR-лицами российского ресторанного рынка

РБК
Заработать на лени: как российский издатель создал в США прибыльный с первого года стартап Заработать на лени: как российский издатель создал в США прибыльный с первого года стартап

Сооснователь издательства МИФ о проблемах и перспективах издательского рынка

Forbes
Плата за успех Плата за успех

Как не попасться на удочку мошенника?

Cosmopolitan
12 лучших фильмов про путешествия во времени 12 лучших фильмов про путешествия во времени

Список фильмов о путешествиях во времени

Maxim
Это фейк: 6 случаев, когда вместо звёзд вышли их двойники и спалились Это фейк: 6 случаев, когда вместо звёзд вышли их двойники и спалились

Некоторые звезды отправляют вместо себя на важные мероприятия двойников

Cosmopolitan
Курила по 3 пачки сигарет и весила 39 кг: чего еще мы не знаем об Одри Хепберн Курила по 3 пачки сигарет и весила 39 кг: чего еще мы не знаем об Одри Хепберн

В жизни Одри Хепберн были голод, безответная любовь и предательство

Cosmopolitan
Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы

Граждан России приучают возмущаться и обижаться на мелкие глупости

СНОБ
ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады

ТУ-95МС часто называют «Медведем»

Популярная механика
Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки? Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки?

Продолжаем обсуждение предложенных Городом и Миром поправки в Конституцию

СНОБ
Если страсти не кипят Если страсти не кипят

Кажется, что вокруг – любовь и романтика, а ваши чувства утратили остроту

Лиза
Сотворение мира: как сделать Солнечную систему своими руками Сотворение мира: как сделать Солнечную систему своими руками

Рассказываем, как сделать макет солнечной системы для вашего ребенка

Популярная механика
«Я рисковый человек: лечу на край света без оглядки!» «Я рисковый человек: лечу на край света без оглядки!»

Актриса Наталья Рудова дебютирует в роли телеведущей реалити «Место под солнцем»

OK!
Открыть в приложении