Режиссер Бегюм Эрджияс: На первый перформанс меня вдохновили шарики для пинг-понга
С 14 по 29 февраля в ЦСИ «Винзавод» проходят интерактивные перформансы Pillow Talk и Voicing Pieces режиссера и художницы Бегюм Эрджияс и продюсерской компании «Импресарио». Постановки объединены в иммерсивный проект «Между нами», который исследует отношение человека к собственному голосу и искусственному интеллекту. «Сноб» поговорил с Бегюм Эрджияс о том, как она придумала перформансы, чем ее вдохновило караоке в Японии и как иммерсивный театр помогает справляться с информационным потоком в интернете.
В университете вы изучали молекулярную биологию и генетику, одновременно с этим занимались хореографией, а теперь вы театральный режиссер. Как произошло это превращение?
Я занималась хореографией еще в детстве, и после того, как поступила на факультет генетики в университет Билкент в Анкаре, я вступила в танцевальную труппу Ближневосточного технического университета. Несмотря на то, что это была любительская труппа, мы все воспринимали хореографию очень серьезно, и многие мои друзья оттуда сейчас профессиональные танцоры. Что касается меня, то в моей жизни было искусство, но я также была увлечена наукой. Мне хотелось исследовать технологии, узнавать что-то новое и открывать что-то для себя и других людей, развиваться сразу в нескольких направлениях. Создание перформансов стало идеальным способом объединить две моих страсти.
К примеру, когда я решила создать Voicing Pieces, то ничего не знала про звук и получала удовольствие, погружаясь во все тонкости процесса, а при создании Pillow Talk я изучала алгоритмы, искусственный интеллект, программирование.
Проект «Между нами» — ваш первый театральный опыт?
Я создавала перформансы и раньше, но спектакли Pillow Talk и Voicing Pieces стали первым опытом работы со зрителем и его эмоциями. Раньше это были только объекты. К примеру, на создание первого перформанса меня вдохновили шарики для пинг-понга. В постановке Ballroom с двух сторон от сцены стояли огромные вентиляторы, после включения которых шарики начинали двигаться группой или поодиночке, создавая при этом уникальный хаотичный танец.
Хореография продолжает влиять на мою театральную жизнь. Даже проект «Между нами» я воспринимаю как некий танец. Скажем так, танец нашего собственного голоса и интонаций, танец голоса машины, танец наших эмоций, когда мы слышим искусственный интеллект или же самих себя.