От общего к крупному
Что документальное кино делает с реальностью и как это помогает понять, принять или изменить ее
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/xgxzrk2l.jpg?v=1&temp_url_sig=Pop_WjU0T73dXie8iiZPyg&temp_url_expires=1738903686)
Вопреки самым общим представлениям, документальное кино — вовсе не объективное отображение жизни как таковой. Как и любой рассказчик, режиссер-документалист выбирает способ повествования, приближает или отдаляет своего героя, фокусируется только на нем или оглядывается вокруг, сам входит в кадр или остается невидимым и неподвижным. Одним словом, не просто фиксирует, а интерпретирует. И в этом смысле документальный фильм мало чем отличается от вымышленной истории. Имея дело только с тем, что происходит здесь и сейчас или происходило когда-то, но осталось на пленке в виде хроники, документальное кино оказывается скорее способом договориться с реальностью, подчинить ее, подчиниться ей, обмануть ее, спрятаться от нее за кинокамеру. На примерах 12 фильмов Ксения Рождественская рассказывает, как разные приемы документальной режиссуры по-разному взаимодействуют с реальностью.
Дальний план
Попытка отойти подальше, чтобы увидеть более полную картину, отстраниться в поисках объективности. Издали лучше видны исторические события, потрясения, собственная ушедшая жизнь.
«В поисках Шугармена»
Малик Бенджеллуль, Швеция—Великобритания, 2012
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/bxettmum.jpg?v=1&temp_url_sig=v5yISrqCAwRLkNliK_fA_w&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/vd0dlyxu.jpg?v=1&temp_url_sig=LPrO0GsOyUByJGfjruIGQA&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/zqq5toy4.jpg?v=1&temp_url_sig=WYQu9vSwJfoyLpUux5GAeA&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/k4kl2yyj.jpg?v=1&temp_url_sig=lxAQAC74gJBUoE70tg0kBQ&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/yovkp9i9.jpg?v=1&temp_url_sig=0HrrybimdIUuD_XaOy65MA&temp_url_expires=1738903686)
Один из лучших документальных фильмов ХХI века, жизнеописание американского музыканта Сиксто Родригеса. Выпустив в начале 70-х пару альбомов (было продано ровно шесть копий), он перестал записываться, и в Штатах никто ничего о нем больше не слышал. Зато в ЮАР его песни приобрели ураганную популярность, их переписывали подпольно, Родригес был популярнее Элвиса. В 90-е южноафриканский музыкальный журналист решил написать статью о том, как на самом деле умер Родригес. В этой детективной истории участвуют пожилые продюсеры, один немолодой строитель и тысячи фанатов. Ничего личного — точно выбранная дистанция, позволяющая увидеть одновременно музыкальную сцену США, политическую историю ЮАР и настоящее человеческое чудо.
«Невошедшие кадры из жизни счастливого человека»
Йонас Мекас, США, 2012
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/sclijo4r.jpg?v=1&temp_url_sig=8xcdjVq48-PrmGkBxIfxgw&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/uiatk29t.jpg?v=1&temp_url_sig=lk3vwKT-q9sxgwpFHI_QYg&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/cvqeztpb.jpg?v=1&temp_url_sig=lwawXxrxUS-S2hp2dJka_g&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/yntgrkxv.jpg?v=1&temp_url_sig=D6dAbCxR_yBNDRHncheipw&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/6hi7alge.jpg?v=1&temp_url_sig=fU5cp_K73H7IJyxTzni1HA&temp_url_expires=1738903686)
Видеодневник, точнее — видеопоэма великого литовско-американского авангардиста и поэта Йонаса Мекаса, вольно смонтированные фрагменты жизни, поблекшие (старая пленка выцветает) — и оттого, кажется, еще ярче залитые солнцем. «Ничего не происходит в этом фильме»,— то и дело напоминает закадровый голос почти девяностолетнего Мекаса. Он пересобирает заново кадры, когда-то казавшиеся необязательными, смотрит на них сквозь мутное стекло уже прожитой жизни — и оказывается, что из них состоит весь мир. Не просто дальний план, но надмирный, всечеловеческий: прощание с собственным счастьем.
Общий план
Фиксация того, что происходит прямо сейчас: куда все это вырулит — пока непонятно, но камера в руках дает если не ощущение контроля над историей, то хотя бы чувство, что занят делом.
«Битва за Чили. Восстание буржуазии»
Патрисио Гусман, Чили, 1975
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/wottzbsy.jpg?v=1&temp_url_sig=9T9zrR27IKHnvuGOubXQ1Q&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/jeseaipp.jpg?v=1&temp_url_sig=g1QnXWEDHvptBisAsW1XyQ&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/0typo8w7.jpg?v=1&temp_url_sig=iKBmPFDoHcS9ep_9Jm8VSA&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/w2tntrum.jpg?v=1&temp_url_sig=59KlalPBBK2GflWwSRAGVQ&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/wojpjfqi.jpg?v=1&temp_url_sig=1I_4O1u18jFCsxbhLdD1AQ&temp_url_expires=1738903686)
![](https://cs.kiozk.ru/content/yaj/gkh/cne/8ej4gxylezgprrgov6w77fy/art/86547/aq73vu5s.jpg?v=1&temp_url_sig=dC24acJSE8nBp7q3CLV8Pw&temp_url_expires=1738903686)
Трилогия «Битва за Чили» показывает историю чилийского путча в реальном времени: это хроника и марксистcкий анализ последних месяцев правления президента Сальвадора Альенде и блока «Народное единство». Пять человек, в том числе режиссер Патрисио Гусман, следят за тем, как возникают волнения, как в стране начинаются новые времена, как подготавливается «дорога для государственного переворота». В первой части трилогии камера всегда оказывается в водовороте толпы, авторы говорят с людьми, слушают их, бегут и протестуют вместе с толпой. И умирают вместе с ней — первая часть трилогии заканчивается смертью оператора, успевшего запечатлеть портрет своего убийцы. После переворота записи переправили за границу, монтаж фильма был завершен в Гаване.