Не на птичьих правах
Самые громкие правозащитные кейсы из мира животных
Бегемоты вызывают в суд свидетелей, собаки требуют компенсации от хозяев, а обезьяны претендуют на конституционные права — это не постгуманистические фантазии, а реальные случаи из мировой судебной практики. В последние годы права и благополучие животных заняли важное место в общественной дискуссии, и их защитники постепенно дошли до суда — Ульяна Волохова рассказывает про самые громкие правозащитные кейсы в мире животных за последние 10 лет.
Дельфинов признали личностями
В 2010 году исследовательская группа из университета Эмори в Атланте (США) исследовала поведение дельфинов и пришла к выводу, что эти животные имеют сложный и очень развитый мозг, особенно в тех участках, что отвечают за коммуникацию и познание. Уровень самосознания дельфинов очень высок: они узнают себя в зеркале, могут использовать инструменты для облегчения своей деятельности и понимают абстрактные идеи. Кроме того дельфины могут испытывать сочувствие, желание и намерение помочь, которое они стараются реализовать. Социальная жизнь дельфинов тоже очень сложна: они называют друг друга по именам и ведут разговоры, используя сложные грамматические связи. Опираясь на все эти факты, ученые предположили, что дельфинов следует рассматривать как индивидуумов. Первой и единственной страной, где это реализовали, стала Индия. В 2013 году Министерство окружающей среды и лесного хозяйства страны выступило с заявлением, в котором назвало животных «личностями нечеловеческой природы» и на этом основании распорядилось запретить содержание их в дельфинариях — ведь удерживание личности в заточении без ее согласия можно приравнять к плену или порабощению.
Шимпанзе воспользовалась правилом habeas corpus, а медведь и орангутанг нет
В 2016 году Ассоциация юристов по правам животных в Аргентине подала иск против зоопарка города Мендоса за незаконное задержание 19-летней самки шимпанзе Сесилии. Основанием для обвинений стало содержание Сесилии в тесной клетке. Адвокаты потребовали применить к животному правило habeas corpus — оно означает, что персона или ее представитель может подать в суд жалобу на незаконное задержание или арест и требовать освобождения на основаниях принципа неприкосновенности личности. Судья согласилась с адвокатами на том основании, что хоть Сесилия и не человек, она все равно является носителем права на жизнь в подходящих для ее вида условиях. Сесилия стала первым животным, получившим свободу как личность, и была выпущена в заповеднике приматов.
Попытки наделить животных статусом личности были и раньше. В 2014 году суд Буэнос-Айреса начал рассматривать дело самки орангутанга Сандры: застенчивое животное страдало из-за постоянного внимания посетителей городского зоопарка, а спрятаться в вольере ей было негде. Сначала суд наделил ее статусом нечеловеческой личности, но через год апелляционный суд отменил это постановление. Тем не менее Сандру тоже перевели в заповедник. Менее благополучной оказалась судьба очкового медведя Чучи. Чучу привезли из Анд в зоопарк города Барранкильи в Колумбии, где он страдал от невыносимой жары и одиночества. Дело о переводе медведя в заповедник несколько раз рассматривали колумбийские суды и то разрешали применить к нему habeas corpus, то отменяли это решение. В 2017 году было вынесено окончательное решение, оставившее Чучу в зоопарке: «Habeas corpus неуместен в этом деле, этот принцип был создан для людей — разумных животных, а не для нечеловеческих иррациональных животных». Победа Сесилии в суде станет важным прецедентом для последующих разбирательств.