История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

WeekendСобытия

«Киноглаз» против «кинокулака»

История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

«Человек с киноаппаратом». Дзига Вертов, 1928. Фото: ВУФКУ

На ММКФ покажут «Возвращение Вертова» — документальный детектив о том, как киновед и историк кино Николай Изволов нашел и восстановил два фильма великого режиссера-авангардиста Дзиги Вертова, считавшихся утраченными: монтажную «Годовщину революции» и монументальную «Историю Гражданской войны». И восстановил вертовский шедевр «Человек с киноаппаратом». Ксения Рождественская рассказывает, кем был для киноискусства Дзига Вертов и каким могло бы стать, но не стало кино после него.

Давид Абелович Кауфман родился в Белостоке в 1895 году (в 1896-м по новому стилю), сочинял стихи и фантастические романы, учился музыке и неврологии, взял себе псевдоним Дзига Вертов, снимал кино, провозглашал «использование киноаппарата как киноглаза», говорил о «киноправде» и «киновещи», спорил с Сергеем Эйзенштейном, открывал новые миры и закрывал старые, обижался на критику, придумывал технические фокусы, изобрел скрытую камеру, экспериментировал со звуком и с изображением, не вписывался в соцреализм, прожил 58 лет, был на какое-то время забыт. Был гением.

Не только потому, что именно его идеями вдохновлялось европейское «синема верите» («киноправда»), не только потому, что он вспарывал «живот кинематографии рифом революции», но в первую очередь потому, что его фильмы были призваны усовершенствовать сознание зрителя. Расширить зрение. Дать зрителю все преимущества «киноглаза».

Там, где другие кинематографисты (каким ядом веет от слова «кинематографист» в вертовских текстах!) хотели добиться эмоционального потрясения зрителя — такова, к примеру, была одна из целей Эйзенштейна,— Вертов хотел, «чтобы предметы на экране выглядели как «жизненные факты» и в то же время значили гораздо больше».

Вертов был поэтом, он был экспериментатором, он считал, что киноглаз более совершенен, «чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений, напоминающих пространство». Он был категорически против «литературных скелетов, обтянутых кинокожей» и утверждал, что советское кино должно быть неигровым, без актеров, без декораций, без сценария, не фиксировать события, а «расшифровывать» их.

Он предлагал свое «вижу!».

Но мало кто смотрел.

Собственно, Вертов не умел думать о том, что нужно публике, гораздо больше его интересовал способ съемки и то, что появляется на экране. Он говорил от имени киноглаза: «Я создаю человека более совершенного, чем созданный Адам... Я у одного беру руки самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги самые стройные и самые быстрые, у третьего голову самую красивую и самую выразительную и монтажом создаю нового, совершенного человека...»

Человек революционный

Эйзенштейн и Роом в «Октябре» пересоздали прошлое страны, превратили историю в миф — многотысячный штурм Зимнего или рабочий Никандров в образе Ленина стали для зрителя если не единственно возможной, то, безусловно, главной правдой о революции. Вертов, даже в своем монтажном дебюте «Годовщина революции», как и в следующем фильме — «История Гражданской войны», интересуется не столько мифом, не тем, что свершилось, а движением времени, «коммунистической расшифровкой мира». В «Годовщине революции» есть и Ленин (настоящий), и баррикады у Зимнего, но все это воспринимается не как законченные сюжеты, а как эпизоды вселенской истории, чей сценарий еще не дописан. Вертов сам был революцией, не свершившейся, а совершающейся в каждом кадре.

За «Годовщину революции», которую сам Вертов называл своим первым производственным экзаменом, он взялся случайно — больше некому было. В Московский кинокомитет его привел друг детства журналист Михаил Кольцов в последний день мая 1918 года. Кольцов тогда возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. Кинематографисты, как всегда, разъехались на лето, а Гражданская война не дала им вернуться. Когда поступил заказ на создание картины к годовщине революции, оказалось, что заниматься этой картиной некому, кроме Вертова, который всего четыре месяца проработал в кинокомитете, монтируя новостную «Кинонеделю».

Негатив «Годовщины революции» использовался для производства других хроникальных фильмов, был разделен на мелкие куски, и фильм, в сущности, растворился. Полный текст титров фильма, позволивший его реконструировать, был обнаружен лишь в 2017 году в РГАЛИ, в фонде Маяковского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сильный и мертвый: какова связь между обязанностью мужчины быть сильным и количеством самоубийств Сильный и мертвый: какова связь между обязанностью мужчины быть сильным и количеством самоубийств

Общество должно разрешить мужчинам быть слабыми

Esquire
Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников

Нынешний год можно смело назвать годом топовых кроссоверов и внедорожников

4x4 Club
Как быстро слить воду из организма: инструкция для периода праздников Как быстро слить воду из организма: инструкция для периода праздников

Как быстро справиться с отечностью?

VOICE
Кассеты, катушки, пластинки: Александр Кушнир — о своей гигантской коллекции рок-артефактов Кассеты, катушки, пластинки: Александр Кушнир — о своей гигантской коллекции рок-артефактов

Александр Кушнир собирает самые разные предметы, связанные с рок-сценой

Правила жизни
10 умных лайфхаков по чистке холодильника: советы профессиональных клинеров 10 умных лайфхаков по чистке холодильника: советы профессиональных клинеров

Как облегчить чистку холодильника?

VOICE
Семейные легенды Семейные легенды

Иван Волынский-Жуковский разбирает генезис своей семейной легенды

Правила жизни
Как убрать живот без спортзала Как убрать живот без спортзала

Как убрать живот без диет и изнурительных тренировок

Psychologies
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Украшаем стол Украшаем стол

Необычные идеи окрашивания яиц и украшения стола

Лиза
В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры» В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры»

Отрывок из романа «Кадавры» о мучительном предчувствии конца света

СНОБ
Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год

За год российский список Forbes покинули восемь миллиардеров. Кто это и почему?

Forbes
«В нашем институте представлены все направления современной астрономии» «В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало Мира
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства

В чем преимущества партнерских бизнес-отношений?

Forbes
Катерина Мурашова: от гиперопеки к ипохондрии Катерина Мурашова: от гиперопеки к ипохондрии

Как гиперопека влияет на ментальное здоровье ребенка? Личная история

СНОБ
4 интригующие причины возвращения к бывшим 4 интригующие причины возвращения к бывшим

Почему мы возвращаемся к тем, кого уже отпустили?

Psychologies
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Эдуард Багрицкий Эдуард Багрицкий

Место Эдуарда Багрицкого в сегодняшней русской поэзии удивительно скромно

Дилетант
Культовые кроссовки, выпуск 18: история New Balance 997 — классической беговой модели Культовые кроссовки, выпуск 18: история New Balance 997 — классической беговой модели

Беговая модель кроссовок, которые в свое время оценил даже Билл Клинтон

Правила жизни
Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов

Можно ли понять, что чувствует другой человек?

Psychologies
Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада

Как превратить свой загородный участок в живописную весеннюю палитру?

Лиза
«Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам «Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам

Рентабельность растениеводства падает, доля убыточных сельхозпредприятий растет

Forbes
Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару

Что смотреть в Краснодаре?

СНОБ
Тайны старой крепости Тайны старой крепости

Люди со всей страны исследуют и восстанавливают Балтийскую крепость XVII века

Отдых в России
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Время Евы Время Евы

История о том, как ученые всех запутали библейской метафорой об Адаме и Еве

Вокруг света
Дорогой длинною Дорогой длинною

Чуйский тракт неспроста называют самой красивой дорогой России

Лиза
Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами

Практические советы по финансовой грамотности от наших героинь

Здоровье
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении