Режиссер Ладо Кватания — о “Казни”, сравнениях с Финчером и корейцами

EsquireРепортаж

«Все, что я делал до, не имеет сейчас смысла». Ладо Кватания — о переходе от клипов к полному метру, борьбе конформизма с идеализмом и сравнениях

Интервью: Егор Москвитин. Фотограф: Игорь Клепнев

21 апреля прокат выходит “Казнь” — дебютный фильм клипмейкера Ладо Кватании. Это психологический триллер о поисках маньяка в позднем СССР. И драма о товариществе и соперничестве двух детективов, потративших на расследование по десять лет своих жизней. Режиссер рассказал Esquire о фильме, сравнениях с Финчером и корейцами, своем страхе стать конформистом и о том, какой он видит свою работу после 24 февраля.

Я тут наткнулся на забавную историю: оказывается, Балабанов еще в 1992 году познакомился на кинофестивале в Роттердаме с одним молодым режиссером, тусовался там с ним — и это был Квентин Тарантино. Твоя «Казнь» ведь тоже уже поездила по фестивалям. Были какие-то дикие встречи или чужие фильмы, которые тебя поразили

Честно говоря, я ни с кем не знакомился — да и сложно сейчас определить качество или будущее величие тех или иных режиссеров. Но вместе с нами на фестивалях шел «Штурм» казахского режиссера Адильхана Ержанова — эта картина меня впечатлила. Во-первых, меня поражает его продуктивность колоссальная: он снимает по несколько фильмов в год. Во-вторых, в «Штурме» есть парадоксальное смешение жанров, которые кажутся несовместимыми в пределах конкретно этой истории, но они работают! Сюжет такой: где-то посреди зимней степи есть школа, ее захватывают мужчины в масках, начинаются убийства и резня. Спецназ сможет освободить школу только через три дня. Поэтому штурмовать ее решают те, кто оказался рядом: обычный физрук, замухрышка-учитель, юродивый и так далее. То есть фильм существует на грани фарса и абсурда, и штурм оказывается не только очень смешным, но и жестким. Потому что эти герои совершенно неспособны причинять другим боль. Получается черная комедия с эстетикой, близкой к корейской — с этим ловким жонглированием жанрами. Мне очень хочется, чтобы вы знали про этого режиссера.

Твой фильм про маньяка, а на российском телевидении буквально за три года появилась целая мультивселенная маньяков. Это сериалы «Хороший человек», «Чикатило», «Душегубы», «Тень за спиной», «Хрустальный». Что, по-твоему, это говорит о нас как о кинематографистах и о нас как о зрителях?

Не стану говорить за всех. Мне кажется, это интересный жанровый движок, который, к сожалению, у нас пока не могут внятно использовать. Все вышеперечисленные истории, как мне кажется, даже не пытаются привнести свежесть и драматургические решения, которые обогатили бы этот жанр, выразили особое видение. Мы просто берем фактуру ради фактуры и занимаемся культивированием тех извращений, которые нас окружают. Ничего больше за этим не стоит. Просто констатация той реальности, в которой мы все вымочены, выросли и которую знаем наизусть. Я сам помню тот период, когда все это происходило, весь этот «прекраснейший» цикл передач «Криминальная Россия». Я смотрел его подростком. И от этой музыки я до сих пор впадаю в ступор. У каждого десятилетия должна быть своя музыка, которая выражает общее состояние. Сейчас мое ощущение, что в той России, в которой мы теперь живем, этой музыкой снова стала «Криминальная Россия». Потому что мы перекинули мост из 1990-х в новую реальность. Может быть, сейчас даже что-то еще более трагичное должно звучать. Представь: открываешь ты глаза, а вместо будильника — мелодия из «Криминальной России». И ощущение сразу: «А, все, я на месте». И когда это разлито в воздухе, то, конечно, появляются сериалы и фильмы, которые на этом играют.

Когда смотришь «Казнь», невольно вспоминаешь о «Воспоминаниях об убийстве», «Настоящем детективе», «Зодиаке». Все эти истории — о поиске маньяка, растянувшемся на долгие годы. Ты готов к сравнениям?

Честно скажу, я использовал этот жанровый элемент исключительно для того, чтобы показать деконструкцию человека, который преисполнен идеалами в начале своего пути, но в итоге предает их все. Ведь человек, который сталкивается с системой, рано или поздно становится ее частью. Это неизбежно и не зависит от того, какая это система: театральная, полицейская, корпоративная. Эта тема фильма для меня основная, а вовсе не психология или патология тех или иных существ — не будем даже упоминать имен маньяков, — которые фигурируют в этом жанре.

И поскольку я сам его поклонник, то, конечно, я понимал, что зрители будут указывать на отсылки и сходства. Я не отказываюсь от этих обвинений. Этот жанр обязывает к погружению, изучению всего, что было до тебя, — и уже эта экспертиза дает тебе право попробовать сочинить что-то более сложное, попробовать двинуть жанр. Я пытался снять посттриллер, постисторию. И сосредоточиться не на маньяке, а на разложении следователя в течение десяти лет. В начале фильма он выступает против косности системы, а в конце фильм превращается во что-то крикливое, практически перформанс в духе древнегреческой трагедии. Это абсолютный жест, и я готов его себе простить в силу того, что «Казнь» — это мой полнометражный дебют.

Если принять это равенство сыщика и режиссера, то, получается, фильм про твой страх стать конформистом.

Конечно. И тут не надо ждать десять лет, с режиссерами все процессы происходят быстрее. Я стал просто наблюдать за этими процессами в себе и решил сконцентрироваться на этой теме — конфликте между конформизмом и идеализмом в одном человеке. Я задался вопросом: «А вот тот молодой человек в лице меня, которому было двадцать лет, и тот уже немолодой человек, которому за тридцать, — если они сейчас встретятся, смогут ли они сесть на одной лавке поговорить? Или пройдут мимо и совершенно не узнают друг друга?» Потому что один был преисполнен идеалами изменить мир, а другой уже где-то в чем-то сдался или пошел на компромиссы, которые позволили ему приспособиться к этой действительности. В фильме эти ипостаси выражены в двух персонажах: Иссе и Иване. Их конфликт абсолютно отражает тот внутренний процесс, который протекает во мне.

И ты бы хотел быть как Иван?

Мне кажется, это радикально. Я специально гипертрофировал максимализм, абсолютно публично произвел эту казнь двух крайностей. Это две чудовищные крайности. Для меня неприемлем конформизм, который предполагает, что ты обесчеловечиваешь всех вокруг ради собственной выгоды и готов к совершенно любым мерам для достижения своей цели. Но неприемлема и другая крайность — стать выше закона, вообразить себя абсолютом. И это ведь трагедия той действительности, в которой мы живем. Изначально, если бы система работала адекватно и внятно и служила обществу, Иван и Исса просто бы не появились. Потому что они — следствие, а не причина.

Однажды религиозный человек сказал мне, что детективы — это всегда исследование времени и памяти, потому что само время — это синоним преступления. Если бы Ева и Адам не совершили грех, не начался бы отсчет времени, не было бы истории человека. Поэтому «Воспоминания об убийстве» — это не просто кино про поиск маньяка, но и исследование национальных травм. Раскапывать трупы прошлого, чтобы разобраться с настоящим и добраться до будущего, — это сейчас важная тема в кино. Даже мелодрама Педро Альмодовара «Параллельные матери» об этом. Ты закладывал такой смысл в «Казнь»? Хотелось высказать про Советский Союз, про Россию?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
Весеннее расхламление Весеннее расхламление

Как начать весеннее расхламление и от чего избавиться в первую очередь

Лиза
В чем секрет идеального кофе: честный рассказ бариста из Италии В чем секрет идеального кофе: честный рассказ бариста из Италии

Кофе как музыка. Его надо чувствовать, в его ритме надо жить

Вокруг света
«Парень считает, что я невнимательная и неблагодарная» «Парень считает, что я невнимательная и неблагодарная»

Как научиться слушать и слышать других людей

Psychologies
Прыжки на батуте: упражнения, которые помогут подготовиться к лету Прыжки на батуте: упражнения, которые помогут подготовиться к лету

Фитнес-тренер Hasttings Александр Хмель расскажет о 5 упражнениях на батутах

Популярная механика
Вот о чем может рассказать цвет ваших ногтей: за ним нужно следить очень внимательно Вот о чем может рассказать цвет ваших ногтей: за ним нужно следить очень внимательно

Иногда цвет ногтей может говорить о наличии серьезных патологий

Популярная механика
«Планета свалок: Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора» «Планета свалок: Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора»

Отрывок из книги Адама Минтера о том, как устроен мир переработки

N+1
Почему появляются отеки на лице и как от них избавиться Почему появляются отеки на лице и как от них избавиться

Можно ли избавиться от отеков на лице, если изменить образ жизни?

VOICE
Вызов для американских стрелков: винтовки Лобаева попадают в мишень на расстоянии двух километров в полной темноте Вызов для американских стрелков: винтовки Лобаева попадают в мишень на расстоянии двух километров в полной темноте

Как Влад Лобаев ставил новый мировой рекорд по стрельбе

ТехИнсайдер
Благотворительному фонду AdVita исполнилось 20 лет Благотворительному фонду AdVita исполнилось 20 лет

Фонд, который делает лечение онкогематологических заболеваний доступным

СНОБ
Место работы — саванна: как живет простой шотландский рейнджер в ЮАР Место работы — саванна: как живет простой шотландский рейнджер в ЮАР

Рейнджеру нужно самому стать диким. Иначе даже с ружьем в саванне не выжить

Вокруг света
«Формулы на все случаи жизни: Как математика помогает выходить из сложных ситуаций» «Формулы на все случаи жизни: Как математика помогает выходить из сложных ситуаций»

Отрывок из книги «Формулы на все случаи жизни» — о пользе уравнений

N+1
Пять правил лекарственной безопасности Пять правил лекарственной безопасности

Для сохранения здоровья надо знать правила лекарственной безопасности

Здоровье
Новые хоббиты Новые хоббиты

Герой этой истории из мексиканского города Морелия поселился... внутри холма

SALON-Interior
Путеводитель по кинофильмам в стиле документальных фейков Путеводитель по кинофильмам в стиле документальных фейков

Самые лучшие и самые важные фильмы, которые выдавали себя за живой репортаж

Maxim
Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером

Почему технологии искусственного интеллекта так важны для контентных платформ

Популярная механика
«В меня влюбился друг мужа, а я сделала ему больно» «В меня влюбился друг мужа, а я сделала ему больно»

Приставать к жене друга недопустимо. Но что делать, если ты в нее влюблен?

Psychologies
«Наша аудитория — это люди эпохи сервисов доставки и шеринга. Мы для них такой же сервис — только в сфере жилья»: основатель Colife Артем Бабинов о коливингах в России и ОАЭ «Наша аудитория — это люди эпохи сервисов доставки и шеринга. Мы для них такой же сервис — только в сфере жилья»: основатель Colife Артем Бабинов о коливингах в России и ОАЭ

Основатель Colife — о формате коливингов и рынке недвижимости в ОАЭ

Inc.
«Имею ли я право быть счастливой, если всем плохо?»: мнение читательницы и психолога «Имею ли я право быть счастливой, если всем плохо?»: мнение читательницы и психолога

Можно ли, невзирая на сегодняшний новостной поток, наслаждаться радостями жизни?

Psychologies
5 секретных приемов корейского салонного педикюра, которые легко повторить дома 5 секретных приемов корейского салонного педикюра, которые легко повторить дома

Корейский салонный педикюр – это мировой тренд

VOICE
Цепь переменного токена: почему NFT считают фикцией, но все равно покупают Цепь переменного токена: почему NFT считают фикцией, но все равно покупают

Имеет ли владелец NFT исключительные права на произведения искусства?

Популярная механика
Легче лёгкого Легче лёгкого

Воздушный интерьер с обилием глянцевых поверхностей и натуральных материалов

SALON-Interior
Неудовлетворенные потребности: как они управляют нашим поведением Неудовлетворенные потребности: как они управляют нашим поведением

Иногда необходимо исследовать, понять и разрешить аспекты своего прошлого

Psychologies
Палеонтологи описали живших 11,5 миллиона лет назад нелетающих лебедей-фильтраторов Палеонтологи описали живших 11,5 миллиона лет назад нелетающих лебедей-фильтраторов

Крылья и хвост этих лебедей формировали «колыбель» для птенцов

N+1
Андроиды на страже порядка: какие должности занимают роботы на службе у разных государств Андроиды на страже порядка: какие должности занимают роботы на службе у разных государств

Роботы по всему миру помогают людям избавиться от рутинной работы

Популярная механика
8 простых советов, которые позволят протирать пыль раз в месяц и реже 8 простых советов, которые позволят протирать пыль раз в месяц и реже

Как свести пыль в доме к минимуму

Cosmopolitan
«Краткая история насекомых: Шестиногие хозяева планеты». Палеоэнтомолог рассказывает об их становлении и развитии «Краткая история насекомых: Шестиногие хозяева планеты». Палеоэнтомолог рассказывает об их становлении и развитии

Отрывок из книги Александра Храмова — как появились насекомые-паразиты

N+1
«Рассталась с абьюзером и теперь мучаюсь из-за чувства вины» «Рассталась с абьюзером и теперь мучаюсь из-за чувства вины»

Какие чувства испытывает жертва абьюза после разрыва отношений?

Psychologies
5 самых распространенных мифов о кормах для кошек 5 самых распространенных мифов о кормах для кошек

На главные вопросы о кормах для кошек отвечают ветеринары

Maxim
«Мы не можем жить без космоса», «Друзья» и другие трогательные российские мультфильмы «Мы не можем жить без космоса», «Друзья» и другие трогательные российские мультфильмы

Главные отечественные мультфильмы — победители международных и российских премий

СНОБ
Открыть в приложении