Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера

WeekendИстория

Как произведение искусства становится обществом социальной справедливости

Проект «Оправдание утопии»: Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера.

Маркграфский театр в Байройте. ALAMY / ТАСС

С этого текста Рихарда Вагнера начинается традиция эстетической утопии — то есть такой утопии, в которой искусство формулирует идеал нового общества и является средством его построения. Это принципиально новая утопия в истории человечества, и Вагнер пророк ее. Обойти его невозможно. Не то что близких мыслей нельзя найти у его современников — бесконечно более симпатичный Джон Рёскин или меланхолический Уильям Моррис двигались в том же направлении, но тут сказалось особое положение оперы в XIX веке. Это было массовое искусство, нечто вроде современной поп-музыки с истерическим поклонением, со звездами, с той, пожалуй, разницей, что «общество масс» тогда только начинало свое победное становление в Европе.

Рихард Вагнер был человеком с представлениями о порядочности, заметно отклоняющимися от минимально приемлемых стандартов что его времени, что нашего.

Он был убежденным антисемитом, страстным проповедником антисемитизма, и хотя он предавался своей животной и философской ненависти к евреям индивидуально, до Холокоста, его наследие очень вдохновило тех, кто его осуществил. Писать и даже читать о Вагнере некоторым людям (например, мне) малоприятно, хотя вот большой русский философ Алексей Федорович Лосев посвятил ему панегирик, прославив его как революционера и мыслителя, осознавшего ограниченность буржуазной революции. При этом Вагнер был образцово гениальным композитором, точнее идеальным выражением того, что называлось «гением». Само явление гения, каким его сочинил XIX век, относится к Вагнеру больше, чем к кому-либо другому. Но гениальность не проходит по разряду утопий, а Вагнер хотя и пытался влезать в государственное управление и архитектуру со всей силой изумительного самодовольства демиурга, но в этих исконно утопических областях не преуспел.

Однако он написал книжку «Произведение искусства будущего». Важен год создания «Произведения искусства будущего» — 1850-й. В 1849 году Вагнер, тогда придворный капельмейстер в Дрездене, восстал против самодержавия покровительствовавшего ему Фридриха Августа II, вошел в число руководителей дрезденской коммуны, а после поражения эмигрировал в Швейцарию. Кажется, что эстетические утопии порождаются досадой на эстетические же изъяны в наличном образе мира, и в дальнейшем этот мотив играл некоторую роль, но Вагнер преследовал изъяны именно социальные. Искусство, по Вагнеру, не создает прекрасное, оно создает прекрасное общество. Произведение искусства будущего должно спасти мир от несправедливости общественного устройства.

Вагнер начинает с того, что народ нуждается, потому что некоторые погрязли в роскоши и богатстве. Ненужное съедает необходимое. Это стандартная риторика революции, ко времени Вагнера, за полвека после Мирабо и Марата, она превратилась в газетную рутину. Речь идет о том, как следует организовать общество после уничтожения самодержавия, аристократии, угнетения, роскоши и богатства, общество модерна, или, как его когда-то определил Ортега-и-Гассет, «общество масс». Мне кажется, хотя я понимаю возможные возражения, именно в этом смысле следует понимать слово «народ» в текстах революционно настроенных мыслителей XIX века.

Только удовлетворение истинной потребности является необходимостью и лишь народ действует согласно необходимости — поэтому неудержимо, победоносно и единственно правильно. — Рихард Вагнер

«Народ — это совокупность всех, связанных общей нуждой. К нему принадлежат все те, кто воспринимает свою нужду как всеобщую или коренящуюся во всеобщей; все те, кто ищет облегчения своей нужды в облегчении общей нужды и направляет все свои силы на облегчение своей нужды, которую он считает всеобщей; ибо только крайняя нужда является истинной нуждой; только такая нужда является источником истинных потребностей; только всеобщая потребность является истинной потребностью; только тот имеет право на удовлетворение своих потребностей, кто испытывает действительные потребности».

Однако оказывается, что вот эти нуждающиеся нуждаются не в том, в чем они думают, вернее, эта их обычная нужда является частным случаем более общей. Способность природы обеспечивать людям достойные условия существования — это изначальное свойство истинного мироустройства. Если его достичь, нуждаться в материальном смысле никто не будет. Вопрос отсюда не в том, как достичь материального равенства, а в том, как достичь истинного мироустройства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
4 научные причины улыбаться чаще 4 научные причины улыбаться чаще

Причины улыбаться чаще и тренинг для тех, кто не слишком любит улыбку

Psychologies
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Красного прилива цвет Красного прилива цвет

О красных приливах бродит по миру множество слухов

Наука и жизнь
Код будущего Код будущего

Летающий комбайн, маршрутный электролёт и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
И себе, и людям И себе, и людям

Что такое социальное предпринимательство в России?

Harper's Bazaar
5 известных книг, которые писались в годы эпидемий 5 известных книг, которые писались в годы эпидемий

Произведения литературы, которые создавались в самых неподходящих условиях

Культура.РФ
ГМО в продуктах: мифы и реальность ГМО в продуктах: мифы и реальность

Разбираемся, что такое продукты с ГМО и опасны ли они для здоровья

Лиза
Огуречная диета: польза, риски и отзывы врача Огуречная диета: польза, риски и отзывы врача

Что будет, если есть только огурцы?

РБК
«Четырехдневка» — реальность или мечта? Где эта система уже работает, и что говорят ученые «Четырехдневка» — реальность или мечта? Где эта система уже работает, и что говорят ученые

Чем хороша четырехдневная рабочая неделя?

Популярная механика
Клетки Фарадея: как бизнес использует технологию защиты от электромагнитных излучений Клетки Фарадея: как бизнес использует технологию защиты от электромагнитных излучений

Самые распространенные виды применения клетки Фарадея

Популярная механика
Страшно интересно Страшно интересно

В фильмах ужасов происходит мало веселого, но они нам нравятся. Почему?

Psychologies
Сергей Лукьяненко: Предел Сергей Лукьяненко: Предел

Отрывок из новой книги Сергея Лукьяненко «Предел», продолжения романа «Порог»

СНОБ
Не пей из них: банки из-под газировки могут быть опаснее газировки Не пей из них: банки из-под газировки могут быть опаснее газировки

Безопасна ли упаковка в виде алюминиевых банок с точки зрения здоровья?

Cosmopolitan
Сроки годности: от доставки до ритейла Сроки годности: от доставки до ритейла

В ресторанном бизнесе ключевую роль играет срок годности продуктов

Bones
9 самых смешных и жестких шуток про звезд на шоу «Прожарка»: от Собчак и Дудя до Тимати 9 самых смешных и жестких шуток про звезд на шоу «Прожарка»: от Собчак и Дудя до Тимати

Полная свобода творчества!

Playboy
Жвачка и молоко: 5 способов справиться с изжогой по науке Жвачка и молоко: 5 способов справиться с изжогой по науке

Можно ли справиться с изжогой и надо ли для этого обращаться к врачу?

Cosmopolitan
Почему нам не нравится сексистская реклама Почему нам не нравится сексистская реклама

Что не так с рекламой, которая основана на гендерных стереотипах

Psychologies
Вы свободны! Вы свободны!

От чего зависит независимость российских фрилансеров и их будущее

РБК
О чем рассказали жидкие включения внутри древних алмазов О чем рассказали жидкие включения внутри древних алмазов

Ученые определили три различных периода образования алмазов на территории Африки

Популярная механика
«Не продавай свою душу дешево»: чему учит стоицизм, по которому сходит с ума Кремниевая долина «Не продавай свою душу дешево»: чему учит стоицизм, по которому сходит с ума Кремниевая долина

Идеи античных философов стали невероятно популярными среди предпринимателей

Forbes
Анна Матвеева: Весна, Света! Анна Матвеева: Весна, Света!

Рассказ «Весна, Света!» из новой книги Анны Матвеевой

СНОБ
12 знаменитостей, которые преуспели в бизнесе 12 знаменитостей, которые преуспели в бизнесе

Эти артисты проявили себя с неожиданной бизнес-стороны

РБК
Может ли экологичный бизнес быть прибыльным в России? 6 факторов, на которые надо обратить внимание Может ли экологичный бизнес быть прибыльным в России? 6 факторов, на которые надо обратить внимание

Какие сложности ожидают бизнес, связанный с производством экотоваров

СНОБ
Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente» Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente»

Самобытный, разноплановый российский актер Борис Хвошнянский

Коллекция. Караван историй
Как сейчас выглядят любимые девушки Данилы Багрова из «Брата» и «Брата-2» Как сейчас выглядят любимые девушки Данилы Багрова из «Брата» и «Брата-2»

Актрисы, давшие образы героиням фильмов «Брата» и «Брат-2»

Cosmopolitan
Замуж после курортного романа! Личная жизнь Орбакайте, Высоцкой и других звезд Замуж после курортного романа! Личная жизнь Орбакайте, Высоцкой и других звезд

Нежная встреча в отпуске завершилась для этих звезд походом с ЗАГС

Cosmopolitan
Эмигрантские истории в романе Нуне Барсегян «Кем считать плывущих». Публикуем фрагмент Эмигрантские истории в романе Нуне Барсегян «Кем считать плывущих». Публикуем фрагмент

Глава из романа А. Нуне «Кем считать плывущих» о проблемах западного общества

Esquire
Эхо казанской трагедии: в России необходимо деанонимизировать интернет Эхо казанской трагедии: в России необходимо деанонимизировать интернет

Как и кому необходимо контролировать анонимность в российском интернете

СНОБ
Мне было больно! Проклова, Варлей и другие актрисы, пострадавшие от насильников Мне было больно! Проклова, Варлей и другие актрисы, пострадавшие от насильников

Советские и российские актрисы, публично уличившие режиссеров в харассменте

Cosmopolitan
Открыть в приложении