Арт-мир, собранный в сумку
Новый этап проекта Dior Lady Art
Компания Christian Dior представила седьмой выпуск арт-проекта Dior Lady Art, суть которого состоит в том, чтобы собрать разных художников и дать им в руки свою самую знаменитую сумку Lady Dior. Результаты Dior Lady Art #7 максимально отразили то, что и было одной из основных ценностей Dior в этом проекте,— diversity, то есть разнообразие.
Разнообразие прежде всего художественных ремесел — тут есть и вышивка, и ткачество, и коллаж, и аппликация, и плетение, и пэчворк и др. А еще географическое и этническое — тут собрались люди со всего мира, от Каира до Нью-Йорка, от Сеула до Катара и от Шанхая до Санкт-Петербурга, ну и прочее, потому что среди 11 художников, работавших в этот раз с Dior, есть мужчины и женщины самых разных возрастов и самого разного бэкграунда.
Конечно, проект Dior Lady Art задумывался прежде всего, чтобы выступить на всеми любимом поле «современное искусство и мода», но постепенно он вобрал в себя весь комплекс важных современных художественных идей и тенденций. Каким выглядит современный арт-мир, если смотреть на него в перспективе сумки Lady Dior?
Прежде всего: то, с чего мы тут начали,— это не только arts, но и metiers, не только искусства, но и ремесла. Понятно, что такова специфика художественной работы с объектом, который называется «сумка», но это еще и важный знак современного арт-процесса — достаточно посмотреть на последнюю Венецианскую биеннале, ставшую буквально фестивалем разнообразных ремесленных техник. В этом смысле Dior Lady Art #7 очень точно отражает процессы, происходящие в совриске.
Рукодельные техники, традиционно бывшие женскими, превратились в прошлом веке в своего рода резервацию для женщин-художниц, которых мужчины не пускали в «настоящее» большое искусство, от Баухауса до абстрактного экспрессионизма,— а сейчас становятся знаком утверждения женщин в этом большом искусстве. Женщины и их место в искусстве, их борьба не только за свои человеческие, но и художественные права — тоже одна из магистральных тем и современного арт-процесса, и современного Dior: тут можно вспомнить миланскую выставку 2019-го года «Неожиданный субъект. Искусство и феминизм в Италии 1978 года», поддержанную Dior, не говоря уже о непременном участии женщин-художниц в дизайн-сете каждого показа Марии Грации Кьюри. И конечно, проект Dior Lady Art также непосредственно с этим связан.