Выбирайте выражения: хотел ли Дмитрий Медведев раздать деньги всем поровну
Недавние рассуждения председателя партии «Единая Россия» о введении минимального гарантированного дохода вызвали неадекватную реакцию прессы. Что на самом деле имел в виду политик, и возможно ли введение в России безусловного базового дохода? Объясняет член-корреспондент РАН экономист Ростислав Капелюшников
На этой неделе председатель партии «Единая Россия» и заместитель председателя Совета Безопасности Дмитрий Медведев на партийном онлайн-совещании предложил обсудить введение в России «минимального гарантированного дохода». «Имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социального и экономического положения», — объяснил он. Журналисты немедленно вспомнили о «безусловном базовом доходе», вкладывая в слова бывшего премьера тот смысл, который сочли нужным.
Между тем, при обсуждении этой темы вопросы терминологии в каком-то смысле являются ключевыми. Путаница с терминологией свидетельствует об экономической неграмотности российских экономистов, журналистов, публицистов, политиков, советников господина Медведева и, по-видимому, его самого.
Дело в том, минимальный гарантированный доход в России давным-давно существует, — это пособие по бедности. В России, как и в большинстве стран мира, установлена официальная черта бедности, соответствующая величине прожиточного минимума. Если доходы членов домохозяйства опускаются ниже этой черты, они получают право претендовать на пособия по бедности — чтобы их доходы подтянулись к прожиточному минимуму. Именно такая система во всем мире называется «минимальным гарантированным доходом».
Но, как следует из последовавших затем разъяснений (например, господина Исаева), Медведев имел в виду нечто иное, а именно — освобождение людей (надо полагать, временное) от выплат по взятым ими кредитам, если то, что остается после этих выплат у них на руках, оказывается меньше определенной суммы. Я могу зарабатывать миллион, но если я набрал такую уйму кредитов, что после выплат по ним у меня остается совсем небольшая сумма денег, то в таком случае я с полным правом могу давать банкам от ворот поворот, отказываясь от погашения кредитов. Разумное ли это предложение? Не уверен, потому что в этом случае естественной реакцией банков, скорее всего, станет резкое ужесточение условий кредитования для всех потенциальных заемщиков.
Еще комичнее выглядели многочисленные комментарии на слова господина Медведева. Услышав про «минимальный гарантированный доход», многие комментаторы почему-то решили, что российские власти всерьез собрались вводить систему «универсального базового дохода», вокруг которой в последние годы столько шума во всем мире. Конечно же, это недоразумение чистой воды: у российских властей подобных планов нет, и было бы странно, если бы они у них были. Такая реакция тем более удивительна, что, как хорошо известно экспертам по социальной политике, система «минимального гарантированного дохода» (то есть стандартных пособий по бедности) и система «универсального базового дохода» — это диаметрально противоположные формы социальной поддержки.