«Вы не сможете остановить освобождение женщин»: история первой исламской феминистки
Одна из первых феминисток на территории современного Ирана, поэтесса, богослов и проповедница, активистка, осмелившаяся снять хиджаб, женщина, казненная за свои убеждения, — все это о Фатиме Заррин-Тадж Барагани Казвини, известной как Тахире. Она пережила заключение и вынужденную разлуку с детьми, но не отступилась от своих принципов.
Фатима Заррин-Тадж Барагани Казвини родилась, по разным данным, в 1814 или 1817 году во влиятельной иранской семье. Ее отец, мулла Мухаммед Салех Барагани, был видным священнослужителем и богословом. Фатима с детства любила учиться. Она выучила арабский язык и еще до того, как достигла подросткового возраста, стала «хранительницей Корана» — так называли людей, выучивших Коран наизусть.
Фатима также изучала философию, персидскую литературу и поэтику. Она присутствовала на занятиях своего отца с учениками, сидя за специальной занавеской, как того требовали традиции. Когда ученики задавали мулле вопросы, нередко на них отвечала сама Фатима. Помимо ума и любви к учебе, она обладала талантом оратора, а также «дивной красотой». Однако ей, как и другим девочкам в Персии, было суждено стать исключительно женой и матерью — на большее рассчитывать не стоило. Супруга британского посла леди Шейл, прибывшая с мужем к персидскому двору, была потрясена тем, что местные женщины никак не участвуют в общественной жизни. Она писала: «Женщина в Персии никто».
Поиски наставника и своего пути
В 14 лет Фатиму выдали замуж за двоюродного брата, молодого ученого Мухаммеда Али Барагани. На первый взгляд, у них было много общего: оба эрудиты, оба занимались богословием, а Фатима к тому же писала стихи. Фатима родила одного за другим троих детей — двух сыновей и дочь. Однако ей было тесно в роли жены и матери. Фатима продолжала учиться, считая, что знания и образование дают свободу.
Она мечтала получить статус муджтахида — исламского богослова. Муджтахиды могут сами толковать Коран и не опираться на суждения других богословов. Фатима считала, что вполне годится для этой роли. Однако другие муджтахиды отказали ей: они отметили, что она и правда могла бы стать одной из них, если бы не была женщиной.
Фатима поддерживала переписку с некоторыми исламскими учеными и богословами, в том числе с мистиком и философом Сеидом Каземом Решти. Он стал для нее учителем и наставником. Фатиме удалось уговорить мужа отпустить ее в паломничество в священный для шиитов город Кербелу, где она хотела встретиться с Сеидом. Но прибыв туда в январе 1844 года, она узнала, что Сеид умер. Фатима должна была вернуться домой, но вместо этого решила остаться и самой стать проповедницей. Она выступала, спрятавшись за ширмой, но даже это казалось революцией.