Директора московских театров о том, как руководить творческим коллективом

ForbesКультура

«Все в итоге уходят под защиту государства». Как женщины управляют московскими театрами

Поддержка государства, эффективный маркетинг и атмосфера на уровне сердца — три директора больших московских театров о том, как руководить творческим коллективом и при этом зарабатывать.

Анна Амбарцумян, Кристина Матвиенко

tass_9977470.jpg__1577453015__85318.jpg
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС

Театр — это сложно устроенный механизм, в котором художественная концепция и стратегия работают в тесной связке с финансово-административной составляющей. И если стратегию определяет художественный руководитель, который находится на виду и, как правило, является лицом театра, то об их директорах известно куда меньше. Мы поговорили с тремя женщинами, которые занимают разные руководящие посты в московских театрах — о зонах ответственности в управлении творческим коллективом, формировании цен на билеты и работе с аудиторией.

Ирина Золина, директор Электротеатра Станиславский

Без поддержки государства репертуарный театр не может быть самостоятельным бизнесом. Все случаи создания частных независимых репертуарных театров кончились тем, что все в итоге уходили под защиту государства.

У Электротеатра Станиславский три основных источника финансирования: Департамент культуры города Москвы, Фонд поддержки Электротеатра Станиславский и средства, которые мы зарабатываем с продажи билетов, программок и аренды.

Городская поддержка театра в соотношении к общему бюджету театра составляет примерно одну шестую часть. Есть гранты от Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы, но это небольшие для постановки спектакля суммы. На постановку молодого режиссера можно получить не более 850 тысяч рублей, при этом стоимость декораций обойдется не менее, чем в 600-800 тысяч. Поддержка существует, и ее несложно получить, но в выплату гонораров, костюмы и реквизит театр должен будет дополнительно вложить свои средства.

Оперная постановка обходится дороже драматической: минимальные затраты на выпуск небольшой оперы на Малой сцене с 3-4 солистами составляют не менее 3-5 миллионов рублей, а на постановку молодого режиссера на той же Малой сцене могут составить не более 1 млн. Для сравнения, на выпуск трилогии «Синяя птица», с непростым и объемным сценографическим решением, где участвует вся труппа театра, приглашенные музыканты и пластическая группа, театр потратил примерно 50 млн.

Глобальная проблема театров, которые существуют по 44-ому федеральному закону, — это отсутствие маневренности в оперативном управлении денежных средств. Особенно это чувствуется на выпуске спектакля, потому что мы должны чуть ли не за год до него утвердить все сметы и эскизы, чтобы пройти аукционы, тендеры и заключить договоры. Контроль государства за расходом денежных средств должен быть, но требуется внести изменения в действующее законодательство в отношении театров и других творческих организаций, иначе театр из творческой среды превращается в завод. По уставу у нас двуначалие – художественный руководитель отвечает за художественную концепцию и творческое развитие, а дирекция — за финансово-административное управление. У нас с Борисом Юханановым партнерские отношения, основанные на доверии во всех сферах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Слабые обречены, а сильных не сместишь» «Слабые обречены, а сильных не сместишь»

Историк Андрей Юрганов — о «революциях сверху» на примере опричнины

Огонёк
Письмо к съезду: хотел, как лучше Письмо к съезду: хотел, как лучше

Ленин предлагал некоторые меры для предупреждения раскола в партии

Дилетант
Как пользоваться часами — лайфхаки, о которых вы не знали Как пользоваться часами — лайфхаки, о которых вы не знали

Как правильно пользоваться механическими часами и как их носить

Cosmopolitan
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Кто самый великий физик?

Наука и жизнь
Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом? Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом?

Заниматься сексом, которого совершенно не хочется – своего рода обман

GQ
Драться и любить Драться и любить

Лет 20 назад простой парень Чарли Ханнэм мечтал писать сценарии и снимать кино

Glamour
Словарь. Экология Словарь. Экология

От гринвошинга до шеринга: ликбез-словарь важных слов об экологии

Собака.ru
Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа

Вы за рулём УАЗа, который ждал автоматическую коробку долгие четырнадцать лет

4x4 Club
Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера

Новый Toyota RAV4 – долгожданная и самая громкая премьера прошедшего года

4x4 Club
Сокровище нации Сокровище нации

Разговор с легендарным тренером об Алине Кабаевой, зависти и отношениях с мужем

GQ
Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом

Наличие у Skoda Kodiaq экспедиционной комплектации стало полной неожиданностью

4x4 Club
Вся медицина должна стать профилактической Вся медицина должна стать профилактической

На вопросы редакции отвечает академик Юрий Беленков

Наука и жизнь
Карьерный коуч Ольга Лермонтова: 5 внутренних установок, которые препятствуют карьерному росту Карьерный коуч Ольга Лермонтова: 5 внутренних установок, которые препятствуют карьерному росту

Какие убеждения могут помешать сделать карьеру

СНОБ
Одна дома Одна дома

Все больше женщин выбирают осознанное одиночество. А как же семья и любовь?

Vogue
8 лучших молодых футболистов Европы 8 лучших молодых футболистов Европы

За кем из игроков, не достигших 22 лет, стоит будущее мирового футбола

GQ
Глубинный народ Глубинный народ

Жизнь буквально раздавила скатов

Вокруг света
«В параллельную вселенную можно попасть по узкому мосту» «В параллельную вселенную можно попасть по узкому мосту»

«Огонек» поговорил с профессором Калтеха Алексеем Китаевым о черных дырах

Огонёк
Наследников у вождей не бывает Наследников у вождей не бывает

25 мая 1922 года у Ленина случился удар. Казалось, он не выживет

Дилетант
Как устроены современные наручные часы: репетир, турбийон, вечный календарь и другие навороты Как устроены современные наручные часы: репетир, турбийон, вечный календарь и другие навороты

Отправляясь в часовой салон, прихвати с собой нашу шпаргалку

Maxim
Мировая война, она же Мелкая пакость Мировая война, она же Мелкая пакость

Стартовая фактура всем известна, не будем повторяться

СНОБ
Бремя тропиков: что угрожает туристам в экзотических странах Бремя тропиков: что угрожает туристам в экзотических странах

Как не стать жертвой фауны под тропическим солнцем

РБК
Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ

Как отделить добро от кулаков, а веру — от фанатизма

Esquire
В Африке найдена четвертая ветвь человечества В Африке найдена четвертая ветвь человечества

В Африке жили четыре популяции людей, имеющие прежде существенные различия в ДНК

Популярная механика
«Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании «Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании

Как жесткая управленческая политика влияет на продуктивность сотрудников?

Forbes
Заметая следы: как удалить историю в браузере Заметая следы: как удалить историю в браузере

Удаление информации, которую вы смотрели в интернете, займёт пару кликов

Популярная механика
Каучуковое свойство Каучуковое свойство

Михаил Сутягинский пытается развернуть высокотехнологичный бизнес в России

Forbes

Некоторые болезни нельзя вылечить, но с ними можно вести нормальную жизнь

Cosmopolitan
Правила жизни Брижит Бардо Правила жизни Брижит Бардо

Актриса, модель, защитница животных

Esquire
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света
Очень страшный интернет. Чего боятся родители Очень страшный интернет. Чего боятся родители

О том, как страх нового мешает нам найти диалог с детьми

СНОБ
Открыть в приложении