Софья Троценко — о рынке совриска и мотивации поколений
«РБК Стиль» поговорил с Софьей Троценко о планах развития творческих кластеров, о том, как на «Винзаводе» появляются проекты, и о специфике работы с «очень творческими» людьми.
Софья Троценко — основатель фонда поддержки современного искусства «Винзавод» и декан школы дизайна РАНХиГС — не считает себя человеком творческим, возможно, именно поэтому ей и удаются проекты, меняющие представление о том, как сегодня можно заниматься искусством. Когда 12 лет назад Троценко начинала «Винзавод», Москва не знала подобных историй. Фотопроект «Best of Russia», проект «Старт» для молодых художников, «Философский клуб» меняли культурный ландшафт. Сейчас «Винзавод» продолжает сохранять влияние на культурную жизнь города и в ноябре заявил о создании Союза креативных кластеров, куда, помимо старейшего центра современного искусства, вошли кластер «Флакон», ArtPlay и ЦТИ «Фабрика».
— Вы недавно анонсировали создание Союза креативных кластеров. Почему он появляется сейчас?
— Такая идея неоднократно приходила нам в голову, но после визита мэра и обращения к нам нескольких департаментов с вопросами о развитии креативных кластеров мы собрались и поняли, что пришло время более активно включаться. Так как появился интерес на государственном уровне, то сразу обнаружились проблемы в понимании, как все устроено и, в принципе, что такое креативный кластер. Поэтому мы решили объединиться с нашими коллегами — ArtPlay, «Флаконом» и «Фабрикой», — чтобы сформировать общую позицию вокруг сложившейся ситуации, систематизировать имеющуюся терминологию и разработать стандарты создания и управления креативными кластерами. Ведь за эти годы нами накоплена колоссальная экспертиза, которой больше нет ни у кого в стране.
Каждый из нас развивался самостоятельно, шел по собственному пути, без поддержки государства и сегодня обладает большим опытом территориального развития, редевелопмента промышленных территорий, выстраивания инфраструктуры, необходимой для развития креативных индустрий. На основе общей экспертизы мы постараемся выстроить профессиональный и эффективный диалоги со всеми участниками процесса. Мы надеемся, что деятельность Союза поможет всем, кто планирует заниматься территориальным развитием и открывать креативные кластеры, в том числе в регионах, правильно выстроить свою работу.
— В 2006 году, когда вы начинали делать «Винзавод», не было ни «Гаража» с его образовательным центром, ни лектория «Синхронизация», ни такого интереса горожан к лекциям и разговорам об искусстве. Что вами двигало на старте, какие вы тогда себе задачи ставили? И как эти задачи трансформировались?
— На протяжении 12 лет, разумеется, наши задачи менялись. Но миссия, которую мы для себя сформулировали в 2006–2007 годах, осталась прежней — поддержка и развитие современного российского искусства. Тогда, в 2006 году, нам важно было сделать место, которое объединит всех самых активных участников сообщества современного искусства. Вы правильно заметили: сейчас на многих площадках занимаются современным искусством и молодыми художниками, а тогда этого и близко не было. Потому что молодых художников никто не воспринимал всерьез. Так что для начала нам нужно было понять, кто эти люди, которые делают современное искусство, и есть ли оно вообще в России.