В сентябре 1861 года столицу Российской империи потрясли студенческие волнения

Вокруг светаИстория

Воззвание к молодому поколению

В сентябре 1861 года столицу Российской империи потрясли студенческие волнения, в перспективе оказавшие на судьбу государства самое негативное влияние

Текст Владимир Веретенников

Демонстрация студентов у здания Петербургского университета. 18 октября 1905 г.

Летом 1861 года министром народного просвещения Российской империи был назначен адмирал Евфимий Васильевич Путятин, прежде руководивший дипломатическими миссиями в Китай и Японию. На новом посту Путятин развернулся, что называется, во всю ширь, начав проводить «реформы» системы высшего образования: он ввел так называемые матрикулы (зачетные книжки), строгий контроль за посещением лекций и – что оказалось особенно болезненным – назначил обязательную плату за обучение в 50 рублей серебром в год (свыше 53 тысяч рублей на нынешние деньги), отменив стипендии для неимущих студентов. Что фактически лишало талантливую, но бедную молодежь права на столичное высшее образование.

Министр народного просвещения Российской империи Евфимий Васильевич Путятин

Непокорные студенты

В субботу 23 сентября студенты Санкт-Петербургского императорского университета устроили сходку – весьма шумную, с произнесением возмущенных речей. Испуганное начальство распорядилось закрыть университет, и в понедельник утром студенты оказались у запертых дверей. Тогда учащиеся решились идти с жалобой к отставному генералу Григорию Филипсону, назначенному правительством попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. К акции присоединились четыреста студентов медицинской академии. Всего две тысячи человек двинулись пешком по Невскому на Колокольную улицу к дому Филипсона.

Филипсон, однако, разговаривать с учащимися не пожелал. Вместо него их встретили петербургский обер-полицмейстер Александр Паткуль, генерал-губернатор Павел Игнатьев, жандармы и взвод солдат. Высокое начальство велело студиозусам отправляться обратно к университету и ждать там Филипсона. Те пошли, но уже не единой колонной, а кто на извозчике, кто на лодке, кто пешком. Собравшись на университетском дворе и выбрав депутатов-переговорщиков, расположились на разложенных там же поленницах. Наконец, приехали Филипсон, Игнатьев и Паткуль, а жандармский взвод встал вдоль университетского сада.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении