Напоить сайгака
Дошедшие до нас со времен мамонтов сайгаки могут и вовсе не пить, довольствуясь травой, – при условии, что она сочная. Но что делать, если в результате деятельности человека на месте зеленеющей степи намело волны бесплодных барханов?
«Из всех природных зон степь пострадала больше всех, – сетует директор заповедника «Черные земли» Батаар Убушаев. – В советское время сюда пригоняли скот со всего Северного Кавказа, это привело к серьезному пастбищному сбою. Из-за перевыпаса травы пропали, их сменили развеваемые пески, земля стала непригодной для хозяйства. Тогда территорию и решили сделать заповедником. К счастью, степь способна самовосстанавливаться, главное – ей не мешать. Сейчас пески отступили».
Здешние земли назвали Черными из-за малого количества осадков: зимой тут почти не бывает снега, и на фоне белой степи местность смотрится весьма контрастно. Травы было много, что оказалось на руку скотоводам. Постепенно животноводческие хозяйства вытеснили исконных обитателей степи, потом из-за деятельности людей пересохла речка Бургла, дававшая воду сайгакам и питавшая Меклетинские озера. В советское время решили углубить реку Куму и выпрямить ее русло, после этого ответвлявшаяся от нее Бургла и исчезла.
Озера тоже практически пересохли – сейчас они наполняются только дождевой водой, содержание соли в них резко повысилось. Даже сайгаки, когда-то приходившие сюда на водопой, не способны утолять жажду из таких солончаков. Теперь здесь «пасутся» преимущественно туристы, которые с удовольствием фотографируют ярко-розовые водоемы – в соленой воде активно развиваются гало- и фитобактерии, придающие Меклетинским озерам на удивление насыщенный оттенок.
Мест, где доисторическая антилопа могла бы напиться, оставалось удручающе мало. «В прежние времена сайгаки мигрировали на север Калмыкии, – рассказывает Батаар. – Когда-то по тем местам проходило древнее русло Волги, потом оно изменилось, но остались старицы – озера, которые пополнялись во время весеннего разлива, а также благодаря дождевой воде, в частности, озеро Сарпа. К тому же, трава на севере очень сочная – когда ее много, сайгаки могут вообще не пить, им достаточно влаги, которую они получают из растений. Но сейчас люди перегородили пути миграции животных, разросшиеся хозяйства не позволяют сайгакам ходить привычными маршрутами. Да и осталось этих антилоп не так много, чтобы им нужно было широко расселяться».
В 2015 году в «Черных землях» насчитывалось всего три с половиной тысячи сайгаков. К счастью, работа специалистов заповедника не прошла даром – уже к прошлому году их стало около 15 тысяч. Чтобы добиться такого результата, пришлось немало потрудиться – во-первых, одолеть браконьеров, во-вторых, обеспечить животным комфортные условия жизни. В частности, дать им воду.