Марш антиподов
Хотя эпоха географических открытий закончилась уже давно, образ загадочных «антиподов» – людей, которые ходят вниз головой относительно жителей Северного полушария, продолжает будоражить воображение. Достаточно вспомнить самое начало «Алисы в Стране чудес», написанной Льюисом Кэрроллом в 1865 году. Нырнув в нору за белым кроликом, Алиса падала довольно долго, чтобы у нее было время поразмыслить. Неожиданно ей пришел в голову такой вопрос: «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю – а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется...».
Забавно, но спустя сто лет именно эта, не имевшая продолжения строчка вдохновила Владимира Высоцкого на написание самой первой песни для дискоспектакля по мотивам сказки Кэрролла. Едва начав работать над постановкой в 1972 году, Высоцкий сразу же придумал «Марш антиподов», а потом еще два года мучительно сочинял все остальное. В итоге пластинка получилась скорее сказкой для взрослых, выражавшей политическую сатиру времен брежневского застоя, и, естественно, строчки «Марша» многими понимались иносказательно:
Мы антиподы, мы здесь живем!
У нас тут антикоординаты.
Стоим на пятках твердо мы и на своем,
Кто не на пятках, те – антипяты!
Но даже те, кто помнит эту песню с детства наизусть, вряд ли задумывались о том, откуда вообще появилось понятие «антиподов», как оно повлияло на европейскую литературу.
Сон Сципиона
Считается, что термин «антиподы» впервые употребил Платон в диалоге (точнее, скорее в монологе) «Тимей», написанном в IV веке до н. э. Философ пытался объяснить, что у тела, имеющего форму шара, нет «верха» и «низа», потому, что если бы человек обошел Землю по окружности и оказался бы «на антиподах своего прежнего положения» – то есть, ногами, направленными в противоположную сторону, то понятия вверху и внизу для него самого бы остались неизменными.
Из греческого слово перекочевало в латынь, где также появилось понятие Terra Australis или «Южная земля», указывающее на существование неизвестного материка на противоположном полюсе от римской ойкумены. Наиболее подробно и красочно эту картину мира описал Марк Туллий Цицерон в эссе «Сон Сципиона» в I веке до н. э.
Сны – это прекрасный в своей убедительности жанр, поскольку позволяет нести полную отсебятину, прикрываясь якобы реальными персонажами. У Цицерона их сразу два. Он будто пересказывает сон, приснившийся Сципиону Африканскому-младшему накануне разрушения Карфагена. Во сне генералу является его легендарный дед Сципион Африканский-старший, который и предсказывает внуку многочисленные победы, но затем делает резкий поворот и сообщает, что все это не имеет значения, поскольку Рим – лишь незначительная часть огромного мироздания. Старший Сципион рассказывает о планетах и «музыке сфер», а также описывает существование двух обитаемых зон на Земле: «одна здесь, а вторая на юге (australis ille)». Там живут люди, которые «нажимают своими ногами на твои» (adversa vobis urgent vestigia), но они определенно «не вашей расы» (nihil ad vestrum genus). Настолько чуждые, что и знакомства с ними водить не следует.
«Сон Сципиона» оказал огромное влияние не только на философов, писателей и художников (например, считается, что им вдохновлена картина Рафаэля «Сон рыцаря»), но и на географов – карты мира, составленные Клавдием Птолемеем во II веке н. э. и Амброзием Макробием в V веке, во многом основаны на космогонии, описанной Цицероном. Собственно, благодаря Макробию, который переписал «Сон Сципиона» со своими комментариями, этот труд и сохранился для потомков, тогда как многие работы Цицерона из сборника «О государстве» (De re publica) были утеряны.