Дополненная реальность
На картине-репортаже с коронации Наполеона Бонапарта художник Жак Луи Давид подчинил воле императора пространство, время и реальность
«Это не картина, в нее можно войти!» – восхитился Наполеон, рассматривая изображение собственной коронации в мастерской Давида. Художник присутствовал на церемонии 2 декабря 1804 года, и ему удалось передать на холсте все великолепие действа.
Для Наполеона, чьими стараниями во Францию вернулась наследственная монархия, упраздненная было Великой французской революцией, пышная коронация стала важным инструментом пропаганды его нового статуса. Он сам прописал церемониал, заботясь, чтобы действо напоминало и о цезарях Древнего Рима, и о коронации в 800 году Карла Великого императором Запада, и о помазании на царство королей Франции. При этом внес и новшества, отведя главную роль в церемонии самому себе.
По указке Наполеона и его семьи, придававших большое значение картине, художник по ходу работы вносил в нее изменения. Изначально Давид планировал изобразить момент коронования Бонапарта, когда тот, вопреки традиции, сам надел венец на себя, а папе римскому предоставил возможность лишь благословить церемонию и регалии. Это был запланированный жест, а не импровизация, но впоследствии такая сцена показалась Наполеону (по другой версии – его жене) слишком дерзкой. В итоге художник написал момент коронования не императора, а императрицы Жозефины. Также Давид позже добавил на картину несколько персонажей, которые на церемонии не присутствовали, и изменил некоторые детали.